Yandex.Metrika
Читай нас на Яндексе
12:06, 14 сентября 2021

Травля Циолковского и оккупация Калуги. Виолетта Комиссарова поделилась воспоминаниями своей бабушки о жизни города

Look 24, Инстаграмщина, Истории, Молодежь, Общество, Специальный репортаж, Улица Кирова, Фотографии

Уполномоченный по правам человека в Калужской области Юрий Зельников 11 сентября опубликовал старое фото гимназисток.

«Гимназистки 1900-1917.

Наши прабабушки.

А вы знаете что-то об их судьбе?»,

— спросил он своих подписчиков. Оказалось, некоторые из них что-то все-таки знают - не о девочках, а о своих предках. Особенно яркими воспоминания оказались у президента Торгово-промышленной палаты Калужской области Виолетты Комиссаровой.

Ее бабушка тоже была гимназисткой, знала до 96 лет стихи на французском языке и рассказывала внучке истории из жизни семьи, тесно связанные с Калугой.

«Рассказывала о том, как различались в Калуге гимназистки разных гимназии, материал и цвет формы. Рассказывала про Циолковского, который ходил мимо их дома с велосипедом и слуховой трубой, а местные мальчишки его обижали- дразнили. Говорила о том, как в Калугу были посланы поляки, семьями, после восстания в Варшаве. Говорила, как их приветствовал Губернаторша в „муслиновом белом платье и в шляпке“ (цитата). Рассказывала, как они искали подземный ход от дома „Марины Мнишек“ к Оке. Много что рассказывала»

Рассказывала бабушка и о прабабушке - о том, как она переживала оккупацию города.

В те времена нужна заставила менять украшения, меха и предметы роскоши на еду, а семейный рояль — расколоть на дрова:

«Моя прабабушка, которая в молодости не знала, что такое приготовить обед, потом таскала воду, грела печь и спасала своих детей, и ходила в церковь, всегда до 75 лет на каблуках и в шляпе с вуалеткой. Горжусь, и хочу быть такой. И как остались в семье только фото предков с часами, браслетами и семейными украшениями, которые забрали у них другие активные граждане. И как мой прадед погиб под Перекопом с красными, а его родной брат успел уплыть в Америку с белыми. Все было, семья и страна- все вместе»

Были у Виолетты Комиссаровой и другие фактурные предки. Например, жена дядя бабушки. Софья Станиславовна была сосланной в Калугу полячкой:

«В Калуге было много поселенцев, как правило женщин с детьми, на одной из них женился бабушкин дядя. Софья Станиславовна была необыкновенной красавицей. До глубокой старости курила, обожала драгоценности и прекрасно музицировала, и очень любила, когда к ней обращались пани»

Рассказы Виолетты Комиссаровой зацепили не только Юрия Зельникова, но и других комментаторов. Сам Зельников предложил ей заняться написанием мемуаров.