17-й «Мир гитары» завершили Чихоньским, Варгасом и Джаггером
Лешек Чихоньский отыграл на едином дыхании, Хавьер Варгас полюбил публику, Крису Джаггеру тоже понравилось. В общем, 17-й «Мир гитары» ушел в историю.
Начавшись концептуальным симфороком от Стива Вая, и завершившись блюзом в польской и испано-британской версиях, «Мир гитары» притих на год. Хотя у его основателя Олега Акимова всегда есть уже планы на следующий год, он их пока не раскрывает.
А судя по этому жесту, 18-му Миру Гитары точно быть!
13 стран, десятки исполнителей. Два лауреата Grammy, причем один из них – трижды. Четыре победителя GFA, причем все российские – что тоже рекорд: ни одна страна не имеет столько обладателей высшей мировой гитарной премии.
Была еще народная дипломатия на почве классического джаза – Меллоуну и Кузнецову нечего делить, они говорят на одном музыкальном языке. Это, кстати, был первый сюрприз фестиваля – Алексея Кузнецова, патриарха российского джаза, не заявляли как участника, они с Меллоуном просто договорились поиграть в Калуге вместе.
Еще один сюрприз – российская блюзовая дива, восходящая звезда, тоже вне заявленного плана – Ксения Федулова.
Совсем недавно Ксения была ещё почти никому не известной девушкой, приехавшей с Камчатки завоевывать мир, а теперь мы уже видим неудержимо набирающую известность и мастерство блюзовую гитаристку.
Федулова вдруг неожиданно вышла сыграть одну композицию с Лешеком Чихоньским, открывшим последнюю страницу фестиваля в пятницу, 29 мая. Чихоньский, хорошо известный своим виртуозным мастерством, легендарный основатель Thanks Jimi Festival во Вроцлаве, в Калуге уже во второй раз.
В первый раз, в прошлом году, Олег Акимов, художественный руководитель «Мира гитары», хотел устроить нечто подобное тому, что Чихоньский делает во Вроцлаве – устроить совместное гитарное музицирование с любителями блюза в стиле Хендрикса под открытым небом и таким образом дать старт 16-му «Миру гитары». Помешала погода, решили не рисковать, и Чихоньского с его группой принял тогда «Бар Мажор».
Теперь же с Чихоньским, который мужественно весь вечер говорил по-русски, - а с польским акцентом и неизбежными соскоками на польскую грамматику это получалось очень мило и очаровательно – завел публику, причем в этом с ним участвовал Роман Мирошниченко. Обещано это было еще полгода назад, и теперь Мирошниченко, попробовавший поучаствовать и в Thanks Jimi Festival, посостязался с Чихоньским на виду у калужской аудитории.
Набор высоты последнего вечера «Мира гитары» продолжил Хавьер Варгас со своим Vargas Blues Band, взошедший на вершины благодаря Карлосу Сантане, а теперь обустроившийся там самостоятельно.
А некоторую минорную нотку, как бы возвращая публику со стадиона в тихий клуб, добавил Крис Джаггер. Как Варгас удержался от срыва в экспрессию, играя с Джаггером, понять трудно, однако это получилось.
Джаггер, по свидетельству одного из слушателей, сказал, что все было великолепно, а Варгас со сцены прокричал, что он любит всех.
Кстати, пол-зала гадало, что вытатуировано на руке Джаггера. При ближайшем рассмотрении оказалось, что это приветствие зрителям, выведенное маркером, русскими словами: "Привет, как дела, спасибо, великолепно".
Почти весь вечер в проходах кто-то приплясывал, не удержался под конец и свободный от условностей режиссер Евгений Горин, все пять дней снимающий документальную ленту о Пако де Лусии вместе с участниками 17-го фестиваля. Еще раз напомним, он был посвящен именно этому гениальному испанскому гитаристу, перевернувшему все традиционные представления о фламенко как об этно-музыке – достоянии андалусийцев, и сделавшемся частью мирового классического музыкального наследия.
И здесь все же уместно было бы добавить – большой «Мир гитары» вобрал в себя областной фестиваль юных гитаристов, прозванный малым «Миром гитары». Раньше детский фестиваль проходил за неделю до начала большого. В этом году они прошли вместе, что позволило звездам еще и мастер-классы провести в Доме музыки.
Так что педагоги и их воспитанники из школ искусств региона и соседних областей не только посостязались в мастерстве друг с другом, но и познакомились со звездами что называется вживую, на дневных концертах и на мастер-классах, да еще им и места на вечерние выступления зарезервировали.
И еще о премьерах – Братья Григоряны – австралийские классические гитаристы (даже австралийский посол приехал их поддержать), потрясшие программой «Возвращение в Россию», король испанской романтической гитары из Канады Джесси Кук, влюбивший в себя зал с первой минуты, аргентинец Квито Гато.
Ах да – еще Данис Щербаков с его умопомрачительной техникой фингерстайла, и неподражаемый гитарный квартет имени Фраучи. Кстати эти замечательные гитаристы прекрасно доказали скептикам, если есть таковые, что классическое гитарное музицирование не менее захватывающее, чем любое другое.
В общем, картина мира стала ярче, сочнее. Разумеется, для тех, кто умеет видеть его во всем многообразии красок.
Владимир ПЕТРОВ
фото Антон Демидов
P.S.
Кстати, сразу после официального завершения фестиваля к ещё не успевшим разойтись зрителям спустился мистер Джаггер собственной персоной - в одной руке недопитая бутылка пива, в другой диски. Которыми от тут же и принялся сноровисто приторговывать.