Фестиваль Архстояние-2013 вновь поразил гостей
На выходных в уже давно знаменитой калужской деревне Никола-Ленивец прошёл международные фестиваль ландшафтных объектов «АРХСТОЯНИЕ 2013».
В 2013 году фестиваль АРХСТОЯНИЕ представляет парк впечатлений, продолжая линию «архитектура без архитектуры», заявленную в 2009 году. На территории парка -18 новых проектов, каждый из которых встраивается в общую партитуру действий, отождествляя единство пространства и звука. Программа фестиваля смещает фокус внимания с архитектурных объектов на организацию пространства средствами звука, слова, света и тактильности.
Кураторы иронизируют над идеей «общественного пространства в лесу», предлагая архитекторам, художникам, музыкантам, поэтам, танцорам принять участие в эксперименте над осознанием сложившегося пространства парка.
Главным событием фестиваля стало «Сотрясение» немецкого художника Юлиуса фон Бисмарка. Он известен тем, что создаёт объекты на стыке искусства и науки. В николо-ленивецком пролеске Бисмарк подвесил пятитонную металлическую гирю - она падает с 14-метровой высоты. В момент соприкосновения с землей стоящие рядом люди чувствуют, как она дрожит, и видят колебание водной глади во рву, отделяющем от них вышку с гирей. Столкновение двух сфер - рукотворной и земной - проходит через равные промежутки времени и задаёт ритм всему происходящему на фестивале. Идея - в превращении потенциальной энергии в кинетическую, а также в том, чтобы ощутить движение того, что обычно находится в покое.
Танцевальный перформанс PoemaTheatre, давший название всему фестивалю этого года, выполнен в жанре буто, но философия синтеза воображения с возможностями тела танца здесь дополняется расхожей идеей о том, что граница между художником и зрителем должна быть разрушена. Под лесом в данном случае подразумевается личная рефлексия, а под выходом — обращение к коммуникации. Двигающиеся в странных позах, будто с замедленными конвульсиями, перекатывающиеся по тропам, прыгающие по деревьям танцоры (их почти сто), прошли чуть не по всей территории фестиваля, слившись с толпой и став ее частью.
«Получилось гораздо страшнее: молодые люди с очень странными, застывшими бледными лицами очень медленно передвигались по поляне, не реагируя на камеры и ошалевших зрителей. Шли босиком по стерне, в каких-то жутких парадно-похоронных костюмах. Безмолвно, в дыму от костра, их становилось все больше, откуда-то появлялись все новые и новые персонажи. Фильм ужаса. Зомби. Ожившие мертвецы. Про того, кто возглавлял процессию - лучше промолчу... Это было за гранью. Дойдя до определенной черты, они начинали биться в конвульсиях, их ломало, опрокидывало, бросало на землю, как в эпилептическом припадке (пластика - 5 баллов!). А потом, по прошествии времени, они начали медленно отступать назад к лесу: кто-то лицом к зрителям, кто-то - повернувшись спиной, продолжая дергаться, как сломанные марионетки. Жуть.
Но вообще это было здорово с точки зрения пластического совершенства, драматургии, продуманности эмоционального воздействия на зрителей. У меня почему-то возникла аналогия с Ханеке: минимализм выразительных средств при мощном психологическом посыле».
Анна Сенатова, галерист
Художники Алексей Трегубов и Вита Буйвид расположили в старом объекте «Удаленный офис» вперемешку реальные бытовые предметы жителей окрестных деревень и бывших — Никола-Ленивца (коренной люд отсюда уже разбежался) и собственные арт-объекты. Задача зрителя - угадать, что из них что.
Вита Буйвид расставил экспонаты своей выставки «Улики» — среди которых, например, обычные консервные банки, в которых вместо огурцов замаринованы бутоны цветов.
Трегубов представил предметы с выставки «Положение вещей»: сросшиеся как сиамские близнецы граненые стаканы, ракетки для пинг-понга, топоры, ножницы, ключи и другие, самые неожиданные, предметы
Музыкант, создатель музыкально-философских объектов и теорий, Дмитрий ::vtol:: Морозов — заметный участник всех последних мероприятий в Николо-Ленивце: совсем недавно, на «Ночи новых медиа», он оживлял «Вселенский разум» Николая Полисского, дополнив его звуковыми и световыми элементами, которые должны были активироваться под воздействием приближающихся людей, — отследить, впрочем, это воздействие было непросто, поскольку внутри и рядом с мозгом людей всегда было слишком много.
Новый объект Морозова тоже должен взаимодействовать с людьми. Это конструкция из изогнутых и переплетенных труб разного диаметра, в каждую из которых можно проговорить сообщение — и оно в искаженном виде послышится с другой стороны. Своеобразный «испорченный телефон» символизирует, по задумке автора, сложность человеческой коммуникации: не факт, что люди вообще понимают друг друга; не факт, что это вообще важно.
По материалам сайта arch.stoyanie.ru и afisha.ru
Безмерная благодарность Анне Сенатовой за комментарий и фотографии.