Послевкусие: Ди Каприо в Калуге, Балабанов и «Евровидение»
На прошлой неделе Калуга оказалась, в общем-то, в российском и мировом культурном тренде: и «Ночь музеев» у нас прошла, и фильм открытия каннского кинофестиваля можно было посмотреть почти одновременно с Лазурным побережьем, и наверняка кто-то участвовал в зрительском голосовании конкурса песни «Евровидение».
«Великий Гэтсби» в Калуге начал демонстрироваться с 16 мая, через день после Канн.
Не сказать, что он привлек повышенное внимание местных киноманов, хотя дневной сеанс, на котором я был – явно не показатель. Вместе со мной в зале сидели всего несколько человек, включая директора сети кинотеатров Надежду Андриевич. Судя по всему, ей кино понравилось. Она сказала, что давно этот фильм ждала, а свои впечатления охарактеризовала сочетанием «полное погружение».
И это действительно так, режиссер Баз Лурман («Ромео+Джульетта», «Мулен Руж») снял, как он умеет это делать, яркий красочный двухчасовой клип о жизни высшего общества Нью-Йорка пора расцвета джаза и бутлегерства и историю любви, разыгрывающуюся на этом шикарном фоне.
Новейшие автомобили, роскошные интерьеры в 3D. А счастья – нет. Впрочем, это уже из другого кино.
Леонардо ди Каприо играет, естественно, Гэтсби - загадочного богача-красавца без возраста, желающего вернуть свое прошлое, женившись на девушке, с которой был знаком пять лет назад. Но она уже замужем, у нее богатый муж из хорошей семьи, ребенок. И получается, что прошлого вернуть нельзя, несмотря на все деньги, вечерники и потраченные героические усилия.
От самого актера в фильме требуется немного – находиться в кадре и иногда включать эмоции и улыбку. Но когда видишь, как он это делает, понимаешь, что ди Каприо на самом деле актер гениальный.
Несмотря на легкость, фильм достаточно серьезно затрагивает много тем, своей актуальности не потерявших до сегодняшнего дня: большие деньги – большие надежды, отношения между сложившимся богачами и нуворишами. Но самая главная – это человеческое одиночество в толпе и что друзей у человека может не быть вовсе, несмотря на все его деньги. Финальная песня в фильме авторства U2, с надрывом перепетая Джеком Уайтом, от которой местами бегут мурашки, сильное впечатление от фильма закрепляет. Наверняка фильм для кого-то послужит поводом обратиться к роману и прочитать его. Это уже неплохо. Я видел, что в местных книжных магазинах сборники Френсиса Скотта Фицджеральда сегодня лежат на виду.
В субботу вечером я, как и вся прогрессивная часть калужской общественности собирался походить по Калуге, посмотреть на «Ночь в музеев». Остановили черные тучи. Странные тучи, они и зашли-то не с обычного юго-запада, а как-то со всех сторон. Решил не рисковать, включил компьютер и первое, что увидел в соцсетях – сообщение о смерти режиссера Алексея Балабанова.
Для меня это великий отечественный режиссер постсоветского периода, заставивший взглянуть на привычные вещи и недавно прожитое время другими глазами. У него по-новому заиграли и Сергей Маковецкий, и Виктор Сухоруков, и Рената Литвинова. Он открыл Сергея Бодрова в «Брате» и Леонида Бичевина в «Морфии», фильмах, каждый из которых подвел черту своему времени.
Балабановская правда не всем нравилась. Наверное, поэтому у режиссера было мало фестивальных наград и отношение к его картинам делилось на резко противоположенное – от резкого неприятия до восхищения. Но в любом случае его фильмы заслуживали внимания.
Его последний фильм «Я тоже хочу» про Колокольню счастья, как единственное место, где возможно спасение, к которой идут обреченные и больные люди, можно считать окончательным диагнозом сегодняшней действительности. И каким-то пророческим в том числе, потому что в нем с небольшим монологом о том, что он хочет счастья, появляется сам режиссер. В своих последних интервью Балабанов говорил о своей болезни, и поэтому сегодня эти кадры с ним смотрятся как прощание со всеми своими зрителями.
Ночью для интереса включил телевизор, чтобы посмотреть, как там наша певица на «Евровидении». Люди в студии шумно поздравляли Дину Гарипову с победой – пятым местом на конкурсе.
Но пятое место на любом конкурсе или чемпионате - это не победа. Победа – это первое место. А пятое место – это участие. Если пятое место – это победа, тогда бывает осетрина второй свежести. А ее, как мы знаем из великого романа «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова, не существует.
Андрей ГУСЕВ.