Послевкусие: железистая мята, Пушкин и шансон из маршрутки
В понедельник, уже не дикие и не мятые, многие москвичи, калужане и остальные россияне вовсю трудились в офисах, лишь вспоминая три дождливо-музыкальных дня первого июньского уик-энда под Боровском. А возможно, и Пушкина.
В Боровске, где я остановился на время фестиваля, вода имеет особый запах и вкус. Говорят, железистая она. Потом принюхиваешься к себе, кажется, что этим запахом пропитался. Правда, местные, как оказалось, этого не замечают.
Таксисты, почему-то по преимуществу армяне, отвозившие нас из города в «Этномир», говорили, что к этому запаху уже привыкли и строили предположения, что это уже вовсю «старается» металлургический завод в Ворсино.
Впрочем. Боровский район по-прежнему остается самым экологически чистым в Калужской области. А сам Боровск – до сих пор очень милый и симпатичный городок, не испорченный точечной застройкой в центре. Церковь издалека видна высокая и свежевыкрашенная – Бориса и Глеба.
В ее реставрации помогают артисты московского театра «Ленком».
Так что вполне возможно, что то ли в субботу, то ли в воскресенье около нее стоял мотоцикл Дмитрия Певцова, который часто сюда приезжает.
Правда, вот плиткой здесь взялись мостить центральную площадь, хотя, по мне, тут больше подошла бы брусчатка. Выглядело бы реалистично, а не как новодел. Но я, как говорится, не специалист.
Основоположник русского космизма Николай Федоров, родившийся, кстати, в Боровске, наверное, и предполагать не мог, что здесь будут собираться представители самых разных народов и представлять свою музыкальную и просто культуру.
Но именно так оно и вышло.
Веганы и мясоеды, йоги, различные маги и колдуны, язычники, растаманы и обычные граждане мирно сосуществовали между собой на большой территории «Этномира», объединяясь перед тремя фестивальными сценами.
Мы уже подробно и живописно рассказали о трех днях «Дикой мяты» здесь и здесь. Осталось только систематизировать впечатления, хотя времени еще прошло очень мало.
Так вот. Как мне кажется, сегодняшняя «Дикая мята» - это уже не те забавные «Пустые холмы», с которыми ее многие еще продолжают почему-то ассоциировать.
Большая инфраструктура, окружающая фестивальное пространство и существующая в нем, позволяет говорить о серьезном коммерческом предприятии.
Это особенно чувствуется, если живешь не в палаточном городке, среди всего этого, а каждый день приезжаешь сюда. Многочисленные лавочки с фенечками, экзотичными тряпками, кондитерскими изделиями и прочим не только живописны, они требуют иметь при себе определенную сумму наличности. А потому об этом уже следует думать, мечтая отправиться в «Этномир» на следующий фестиваль, который будет проходить целых 4 дня – с 12 по 16 июня 2014 года.
Ну, а выступление на «Дикой мяте» замечательной Шиннэйд О’Коннор вывело фест далеко за рамки фестиваля world music и поставило его уже в ряд серьезных европейских опен эйров.
Так что Калужская область и на этот раз по-хорошему оказалась в лидерах.
Украинский музыкант Олег Скрипка, поменявший имидж и выглядящий сейчас обыкновенным (но это только не на сцене) мужчиной средних лет с короткими темно-русыми волосами во время фестиваля учил журналистов, как воспитать в себе хороший музыкальный вкус.
Да, я забыл сказать про дожди, которые два дня поливали фестивальную территорию. Но они прошли, а послевкусие, в данном случае не железистое, осталось. И оно такое.
Только на этом фестивале я услышал уникальную украинскую группу «Даха Браха», играющую эклектичную музыку, основанную на корневых традициях.
И очень легко представить себе играющих с ними Йонси, Олафура Арналдса, Энтони энд зе Джонсонс или кого-то из других представителей инди-музыки. В этом можно убедиться здесь:
Или скачать, если понравилось, здесь.
Как я понял, музыканты в курсе, что все их альбомы выложены в сети и активно скачиваются.
О выступлении Борис Борисыча Гребенщикова и «Аквариума» мнения диаметрально разделились. Но я согласен одним моим коллегой, который сказал, что БГ выступил как настоящий герой рок-н-ролла прежнего времени. Ну, а если учесть, что он вполне может прекратить активную творческую деятельность, то этот его фестивальный сет можно считать по-настоящему уникальным. Тем более что этапные хиты в нем прозвучали практически все.
Начал он его с не потерявшей своей актуальности «Древнерусской тоски»:
Кроме всего прочего исполнил любимых многими «Растаманов из глубинки»:
А практически финалил «Аквариум» своей знаменитой песней «Небо становится ближе», без которой не обходится практически ни один их концерт:
Появление на «Дикой мяте» Евгения Федорова с реанимированным им «OPTIMYSTICA ORCHESTRA» можно считать большим подарком для тех, кто любит настоящую эстраду. Не то, что называют ею сейчас, а настоящую эстраду эпохи Эдуарда Хиля, например. То, что он в принципе делает, можно увидеть тут:
Ну, а вживую это произвело еще более сильное впечатление и благодаря великолепным музыкантам, и обаянию самого Федорова.
Про «наше всё» - великого поэта Александра Сергеевича Пушкина, чей день рождения традиционно широко отмечался в Полотняном заводе, на «Дикой мяте» тоже вспомнили. Сделала это группа «Серебряная свадьба», которую любители музыки могут помнить по участию в «Пустых холмах». Сделали они это не пафосно, лично и трогательно:
Ну, а закончить хочется цитатой их них же, по-летнему оптимистично:
И еще раз я убедился: нужно не смотреть телевизор, в транспорте просить выключить музыку, если она играет (а, как правило, играет что-то не то), не ходить в рестораны и кафе, где фоном идет попса. Тогда будет вам счастье. И, в общем-то, «Дикая мята» урок такого хорошего вкуса дала.
Андрей ГУСЕВ.