Yandex.Metrika
Читай нас на Яндексе
11:00, 27 августа 2013

Послевкусие: три признака конца лета и кино

Акция Лес Победы, Год экологии в России, Деревья, Инстаграмщина, Истории, Министерство природных ресурсов, Новости, Общество, Погода, Природа, Река Ока, Речная навигация, Росприроднадзор, Статьи, Экология, Экономика

Судя по тому, что прошлая неделя принесла много интересных встреч, летние отпуска уже заканчиваются. Люди начинают входить в нормальную жизнь, своим темпом даже нехарактерную для конца лета.

Доказать можно по пунктам.

Пункт первый. Театральный.

Кто-то готовится к городскому карнавалу, а кто-то – к 5-му Всероссийскому фестивалю старейших театров России, который состоится в начале сентября в Калуге.

Калужане увидят постановки классического репертуара театров из Владимира, Воронежа, Нижнего Новгорода, Пензы, Саратова, Тулы, Ульяновска и Ярославля. Хозяева представят премьерный показ «Попыток полета» в постановке Александра Плетнева. Спектакль вахтанговского театра «Посвящение Еве» с участием народных артистов России Василия Ланового и Евгения Князева закроет этот театральный смотр, в котором появились новые составляющие.

О них на прошлой неделе журналистам рассказывали директор фестиваля и калужского драматического театра Александр Кривовичев и арт-директор фестиваля московский театральный критик, очень эрудированный и обаятельный Григорий Заславский.

Прежде всего, это мастер-классы режиссеров, открытее читки пьес авторов-финалистов конкурса драматургов на современную тему. Его победитель определится во время фестиваля. Интересно, что среди финалистов трое калужан: Андрей Убогий, Валентин Савицкий, Игорь Красовский.

По замыслу организаторов, фестиваль должен быть круглосуточным. То есть, помимо непременных театральных показов, будет и какая-то другая жизнь, подробности которой выяснятся по ходу, что не может не радовать профессиональную и околотеатральную среду.

Пункт второй. Сказочно-пасторальный.

Судя по теперешней погоде, концерт группы «Маша и медведи» в «Бар-мажоре», прошедший при обилии зрителей, стал практически прощанием с летом. Светлым и немного грустным. Об этом подробнее можно почитать здесь:

«Маши и медведи» тряхнули стариной в Калуге

Пункт третий. Архитектурный.

Широко известный в узких кругах проект ДНК, не имеющий пока своей материальной базы, порадовал на прошлой неделе встречей с выдающимся российско-американским писателем, дизайнером, искусствоведом, культурологом, историком архитектуры, архитектурным критиком Владимиром Паперным.

Послушать его лекцию во дворик краеведческого музея собралось около полусотни человек, что достаточно много для событий такого рода в Калуге. Он говорил о своей книге «Культура Два», в свое время широко распространенной в самиздате, и являющейся оригинальным качественным анализом понятий времени и пространства в культуре в ленинские и сталинские годы.

- Концепция «Культуры Один» и «Культуры Два» родилась техническим образом, из попытки классификации той базы данных, которую я собрал. А книга родилась из диссертации, которую я писал, как кандидатскую по истории архитектуры, - рассказывал ученый.

Сначала я изучал, как геометрические формы конструктивизма на границе 20-30-х годов сменялись чем-то совсем другим, но чем больше я погружался в документы, тем становилось яснее, что в архитектуре мало что можно понять, если не рассматривать ее как часть культуры. Я увидел сходные процессы, синхронно происходившие в разных областях культуры. Я описал культуру 20-х годов и условно назвал ее «Культурой Один», а культуру сталинской эпохи условно назвал «Культура Два». Собственно, в этом и состоял мой подход к архитектуре: я попытался включить архитектуру в культуру, а не рассматривать ее как самостоятельную дисциплину.

Это было совершенно нормальное научное исследование, которое потом просто превратилось в книгу, благодаря тому, что мой научный руководитель Слава Глазычев, в секторе института которого я тогда работал, когда я ему принес рукопись, сказал: «Гениально! Спрячь и никому не показывай!» Ну, и потом я уехал, предварительно написав заявление об увольнении, чтобы сектор не разогнали. А работа была опубликована как книга.

Когда начал снова приезжать в Россию, меня часто спрашивали, не родственник ли я тому Паперному, который написал книгу. Когда я отвечал, что это я, мне не верили. В представлении спрашивающего автор должен был быть обязательно седобородым мудрым старцем.

А он никакой и не старец, несмотря на достаточно серьезный возраст – в джинсах, шлепанцах и рубашке навыпуск. Человек, которого многие калужане могли в пятницу встретить в центре города, фотографирующего наши достопримечательности.

Пунктик. Гвоздь в гроб кино.

На сайте «Афиши» как раз на прошлой неделе натолкнулся на обзор фильмов, которые не пойдут в отечественном прокате. И решил посмотреть один из них - под названием «Каньоны».

В общем-то, после просмотра стало понятно решение прокатчиков. Возможно, серьезный режиссер-ветеран Пол Шредерподошел к своему фильму слишком ответственно. Авторское кино, причем основательное и достаточно тяжелое, у него получилось, а коммерческое – гораздо меньше.

Хотя тема сисек и порно с помощью Линдси Лохан и Джеймса Дина – не внезапно воскресшего легендарного актера, а взявшего его имя исполнителя в порнофильмах, раскрыта достаточно. Как и то, почему современный кинематограф переживает кризис – слишком много субъективных факторов, имеющих отношение к психическому и сексуальному состоянию и людей, с ним связанных, а вовсе не с производством кино, вмешиваются в кинопроцесс. Поэтому первые, по-своему красивые кадры картины - с видом заброшенного кинозала и пришедшего в запустение кинотеатра – выглядят символично. Прежнего кино не будет. И не только в Америке.

Андрей ГУСЕВ
Фото Игоря Рулева