Как под Калугой снимали кино со Збруевым. И что снимут когда-нибудь о нас...
- Ты представляешь, оказывается, есть такая должность: носильщик лампы! - восторженно рассказывает Сережка, - не ассистент, не осветитель, а именно носильщик! Может быть, это как-то по-другому называется, – но он занимается тем, что носит лампу – и больше ничего! Лампа – огромная, они ее солнцем называют. Еще у них есть рапидная камера – она снимает полторы тысячи кадров в секунду!!!
Ну а каких впечатлений, собственно говоря, я ждала о профессионального телеоператора, поучаствовавшего в съемках настоящего полнометражного кино? Техника – наше всё.
- Ну, а режиссер? Про него расскажи? А Збруев-то? – задаю наводящие вопросы.
- Збруев – замечательно. Совершенно никакой не звездный, тактичный, спокойный. Он по сюжету продает на обочине дороги грибы. Выезжает джип, сбивает его, и грибы разлетаются в разные стороны. В вот, благодаря рапидной камере, мы видим, как грибы медленно-медленно взмывают в воздух и падают. Збруеву очень понравилось, как грибы сняли!!!
Боже! Какие замечательные впечатления! Збруев и грибы, грибы и камера, носильщик лампы...
Началось все с того, что мы с коллегой Сергеем Фондиковым поехали в Ферзиково «снимать кино про то, как снимают кино». То был первый день работы команды в нашей области, и вообще, первый день работы над фильмом. Разномастные, веселые, приветливые и сосредоточенные киношники заполонили местную железнодорожную станцию и рождали кадр «прибытие поезда» - главный герой шел по платформе, а в лице его светилось философское осмысление прожитых лет. Как-то так.
Жители Ферзикова сурово бегали по путям, едва не сбивая камеры, и злились. Их, местных, вся эта суета с моторами-хлопушками явно не вдохновляла.
Фильм с рабочим названием «КСП» режиссер Михаил Сегал снимает по своему сценарию. Это история о шестидесятниках, рассказанная через судьбу конкретного героя, который пройдет путь от юности до преклонного возраста. В том самом преклонном возрасте – страшно сказать, не то что представить, так не вяжется это выражение с именем! - героя сыграет прекрасный Александр Збруев.
После того, как мы пообщались с постановщиками и актерами (молодым Збруевым будет актер московского театра на Юго-Западе Алексей Капитонов), к нам подошла ассистент режиссера с предложением... поучаствовать в съемках.
- У нас в Перемышле будет сниматься сцена, когда главного героя сбивает машина – на место происшествия, по сценарию, выезжает скорая помощь и телевизионщики. Вам ничего не нужно будет играть – просто делать свою привычную работу.
Конечно, Сергей согласился! И профессиональный интерес, и сына порадовать приобщенностью «к звездности» хотел. Попасть в историю, снявшись в эпизоде с Александром Збруевым – вполне себе неплохо!
К сожалению, когда мой коллега играл сам себя, я не смогла присутствовать на съемках. Зато попала в перемышльскую деревню Поляна на следующий день. Как рассказал художник-постановщик, пейзажи калужской области замечательно подходят для съемок съездов КСП, не зря именно у нас проходят музыкальные фестивали, например «Пустые холмы» - такой вот уникальный ландшафт, луга-поля, такие уникальные изгибы природных линий. Всё для тусни под открытым небом! Хотя, на самом деле, по сюжету, события разворачиваются в тульской области – и на Сережкином микрофоне во время съемок в эпизоде – кубик якобы тульского ТВ.
Конечно, я могла бы сейчас нацарапать много впечатлений-слов о том, что видела, и как съемочный процесс полнометражного фильма проходит – но не буду. Во-первых, потому что уже на эту тему стотыщмильёнов книг и статей написано, а во-вторых, потому что поразило меня другое. В самое сердце.
Во-первых, никто из моих знакомых, которым до 30, как выяснилось, не знают, что такое КСП. С КПСС, слава богу, не путают, но думают, что это нечто похожее. Очень мне печально стало. Мамонтом себя почувствовала.
Но главный стресс месяца случился под Перемышлем, в деревне Поляна. Я туда приехала с прекрасным юношей и попросила его тихонечко-незаметненько снять Александра Збруева в процессе работы. Прекрасный юноша посмотрел ясными глазами, и сказал две фразы, которые меня убили: «а хтой-то?» и «как он выглядит?»
А кругом – постановщики, ассистенты, много важных и серьезных людей. Все очень рядом и очень близко. И начать при них объяснять, как выглядит народный артист - ну совсем не комильфо. Я все-таки понадеялась на сознательность коллеги и на визуальную память – ну мало ли, бывает, переклинит человека – а увидит лицо, которое невозможно не узнать – и снимет…
Переоценила, как выяснилось. Чуть позже, когда сказали «мотор!», мой спутник сотрясся от беззвучного хохота.
- Представляешь, - говорит – я же зашел в дом, а там дед какой-то. В телогрейке. Ну я поздоровался с ним, он со мной – тоже. И я начал снимать. Все, кроме него. Думал, хозяин дома, местный. Спасибо, хоть закурить не попросил.
Два дня, впечатленная этой историей, я бегала по городу и вопила про позорное разложение молодого поколения. Тем более, что некоторые из представителей молодого поколения, услышав эту пронзительную историю, испуганно таращились (они уже предугадывали мою реакцию) и робко переспрашивали – а и правда, мол, кто это?
А потом как-то отлегло. Ну что ж тут поделаешь, что для меня Александр Збруев – ленкомовская звезда, секс-символ советского кинематогрофа, а для них – дед какой-то. Добрее и мудрее надо быть с возрастом, а то, глядишь, стану к старости бубнить – «ну и молодежь пошла!» Прав был Михаил Сегал, обмолвившись, что-де, есть большие сомнения по поводу того, что про наше поколение не то что фильм снять – а и сказать-то ничего путного нельзя будет…
Варя ШЛЕНСКАЯ