Варя Шленская: Мужская калужская недостоличность
Все калужане делятся на тех, кто уехал в Москву, и на тех, кто не уехал. Калуга – это такая немножко «недоМосква», а калужская местечковость – особая. Калуга – не город-герой, не город-курорт, не город-миллионник... Ни самоварами, ни кружевом не знаменита, а от ракет уже оскомина на языке.
Главная особенность калужан – осознание вечной недостоличности. И на это «недо» наслаиваются – как мышцы скелетной мускулатуры на остов – иллюзорные представления «о-себе-идеальном».
В Москву едут за деньгами, славой и за возможностью самореализации. Зарабатывать деньги и быть гением, как известно, удел мужской. Потому недостоличность сильнее всего бьет по мужикам.
Гении
С нереализованными гениями «в нашем болоте» вообще сложно, очень сложно. С одной стороны – профильных учебных заведений для творцов в Калуге – кульпросвет да музучилище. С другой стороны, город маленький, востребованность в профессионалах такого рода – минимальная, быть непрофессиональным режиссером/актером/музыкантом, либо руководить самодеятельным коллективом – невыгодно. Ну, и Москва рядом – проще свалить и не вернуться... (ох уж эти великие барабанщики околомузыкальных коллективов с их гениальным абсолютным стуком!)
Либо спиться в семьях, замучившись тяжелой неволей и прогнувшись под провинциальным бытом, либо позиционировать себя вечно свободными и вечно пьяными – всеми такими внезапными, такими не созданными для детей и семьи, а созданными для тусовок в местах типа «бар-мажора» с рок-концертами, где занимаются раскрытием на полную вишудха-чакры.
Не гении
Те, которые «не гении» – поют в караоке под водку. Или смотрят телек на диване под пиво. Ну или чай – тоже бывает. У них просто не сложилось. Даже не роман с Москвой не сложился, а так, коммерческий договор не вышел. Они со столицей друг друга не заинтересовали, «не гении» особо не расстроились и, подыскав себе работу в Калуге, продолжили среднестатистическую жизнь – без всяких посяганий на ловлю звезд с неба. Не очень-то и хотелось. Они могут быть кем угодно – от человека в форме до сантехника и унылого доктора с потухшим взглядом. Они себя не то что не реализовали – они как бы и искать себя не собирались.
Романтики
Впрочем, есть еще одни неуехавшие. Это которые собираются по вечерам «на шарике», на самом въезде в Калугу. Но эти, как правило, самые молодые, и недолго смотрят на дорогу с выезжающими из нашего города машинами... А чаще по этой дороге уезжают.
Одноклассники
Среди калужской недостоличности есть разновидность мужчин, которые не уехали, но при этом никогда уезжать и не собирались. Образ этих людей никак не складывался, пока однажды я не решила разыскать одноклассников на одноименном сайте. Ужас ночи – разыскала!!! Боженьки, как деликатен, оказывается, Гришковец со своим: «Время-то к ним было неблагосклонно, как-то оно ко мне лояльнее...»
Вместо вызывающих ностальгию фотографий мальчиков с телами дельфинов и глазами принцев из чешских сказок, вместо волшебных мальчиков, в которых я когда-то была влюблена – чужие оплывшие морды лысых и седых дядек, подписанные знакомыми фамилиями. На их страницах - история всей жизни после школы в картинках, точнее, в фотографиях, укладывающаяся во фразе «дети и грядки есть у всех» (тоже по Гришковцу). Самые удачные фото - в обнимку в армейскими друзьями потому что там, как правило, еще угадывались черты былых дельфиньих тел и непогасшие еще выражения глаз героев чешских сказок).
Люди к этому шли всю жизнь. Чтобы сходить в армию, настрогать детей и пить водку на рыбалке или на даче под шашлык.
Умники реализовавшиеся
КГУ, бывший КГПУ, всегда был мертвым в плане кузницы мужских педкадров, но зато дал нашему городу очень много мужчин-управленцев – хороших и плохих. Эти люди чаще всего на фотографиях выглядят хорошо, а жизнь у них складывается успешно, постоянная оглядка на Москву только поддает жару в стремлении быть не хуже. Особенной успешностью почему-то отличаются выпускники исторического факультета. Объяснить этот феномен я не могу. Но факт остается фактом – сначала эти мужчины историю изучают, а потом – историю делают.
Военные и спортсмены
Исключение, подтверждающее правило. Они и не «уехавшие», и не «неуехавшие». Мое личное ощущение – они вообще без чувства дома и всегда на чемоданах.
Личности
Есть такие мужчины в нашем городе, которых можно пересчитать по пальцам. Ну, хорошо, не одной – двух рук. Они не уезжают в Москву из Калуги, они привносят в Калугу лучшее – из Москвы. Они на своем месте и делают город краше во всех смыслах. Они развивают культуру нашей провинции, например.
А наибольшее уважение вызывают мужчины-личности, имеющие отношение к конкретным материям. Талантливые врачи, экологи, агрономы, садоводы, ветеринары, инспекторы заповедника. Для них непринципиально – Москва или Калуга – они просто любят всё живое и помогают этому живому жить. На наше счастье – в Калуге.
Старики
Одна моя знакомая, приехавшая в Калугу с Дальнего Востока, была поражена прежде всего обилием пожилых лиц в Калуге.
«Такое впечатление, будто молодежь в вашем городе либо не задерживается, либо быстро стареет», - сказала она.
А для меня старики – самые трогательные неуехавшие. В их выцветших глазах – память о старой Калуге, которую мы потеряли – о Калуге зеленой, незастроенной, почти купеческой – о той Калуге, из которой если и уезжали в Москву – то только в музеи, цирк и за колбасой.
Варя ШЛЕНСКАЯ