Yandex.Metrika
Читай нас на Яндексе
09:00, 27 октября 2014

«Лиза Алерт», Калуга: «Мы — обычные люди, которые хотят помочь»

Look 24, Афиша, Безопасный город, Благоустройство города, День города, Истории, Новости, Общественный транспорт, Общество, Фотографии, Яркие люди города

Отряд «Лиза Алерт» известен на всю Россию. Он появился в 2010 году. Тогда в городе Орехово-Зуево пропала пятилетняя Лиза Фомкина. Пятилетняя девочка потерялась в лесу вместе с тетей, и в течение пяти дней ее практически никто не искал. Только когда информация о пропавших попала в Интернет, сотни неравнодушных людей откликнулись и начали поиски своими силами. Девочку искали почти 500 добровольцев, день за днем, метр за метром прочесывая лесные завалы и жилые кварталы.

Они не знали лично ни ее саму, ни ее семью. Они просто не смогли остаться равнодушными. Лизу нашли, но, к сожалению, было уже слишком поздно.

Потрясённые этой трагической историей волонтёры – простые люди, откликнувшиеся на крик о помощи и практически самостоятельно организовавшие поиски, решили объединиться, чтобы подобное больше не повторялось.

Тогда и появился отряд. Его решено было назвать именем девочки – Лиза. «Алерт» – это система оповещения о пропаже детей в нескольких странах.

Отряд занимается поиском не только детей, но и стариков, подростков – любых без вести пропавших людей.


«Лиза Алерт», Калуга

Филиалы отряда существуют практически в каждом регионе России: Ростов-на-Дону, Питер, Алтайский край, Тула, Кострома и многие другие. В Калуге инициативная группа появилась 29 марта 2013 года, но активно действовать начала с 8 августа 2013 года. Тогда в деревне Ильинке пропал пожилой мужчина.

На первые поиски калужские «алертовцы» отправились под координацией московского отряда. Именно тогда одной из добровольцев – Олесе – предложили стать координатором калужского отряда.

- Я тогда работала кинологом в МЧС. После первых поисков, на которых мы провели несколько дней, мне предложили взять на себя обязанности координатора. Первое время на поиски к нам приезжал «старший» из Москвы. А со временем, мы, набравшись опыта, начали существовать автономно. С Москвой сейчас работаем в основном по вопросам информационной поддержки», – рассказывает Олеся Сидорова, старший координатор калужского отряда «Лиза Алерт". Отряд официально не зарегистрирован и позиционирует себя как некоммерческое объединение, ставящее своей основной задачей оперативное реагирование и гражданское содействие в поиске пропавших людей.

«Мы – просто обычные люди, которые хотят помочь. У каждого из нас есть семьи, близкие, основная работа. Но очень часто нам приходиться пренебрегать всем этим.

Звонят ночью: «Человек пропал!», и мы сразу выезжаем, независимо от времени. В этом деле самое главное – оперативность. Иногда счет идет на часы. Мы просто не можем сидеть на месте. Кто если не мы? К счастью, работодатели идут на уступки. Да и семьи со временем смирились. Некоторые даже привели в отряд своих вторых половинок».

Средний возраст «алертовцев» – 25-30 лет. Соотношение полов – практически ровно 50 на 50. В отряд может вступить любой желающий, для этого необходимо просто зарегистрироваться в специальной системе оповещения.

«На данный момент в этой системе зарегистрировано более 250-ти человек. Но постоянно в поисках участвует основа из 30-40 человек. Остальные присоединяются время от времени. После регистрации на указанный телефонный номер будут приходить СМС-сообщения с информацией о предстоящих поисках. Единственное правило – совершеннолетие. Сейчас в отряде есть только один парень, которому нет восемнадцати, но он работает с нами с первого дня, и не по годам развит. Когда он выходит на поиски, я лично его контролирую».


Координатор

Огромная роль в работе отряда – именно у координатора. Здесь необходимо проявить все свои психологические, и иногда даже детективные навыки.

«Я собираю всю информацию о пропавшем человеке, опрашиваю родственников, даю указания на создание и расклейку ориентировок. У нас есть еще «инфорг». Он занимается оповещением добровольцев и СМИ, делает все, чтобы максимально распространить информацию. Это очень важно на начальном этапе поисков. Особенно расклейка ориентировок. Часто бывает, что кто-то кого-то где-то видел и может рассказать подробности».

«Лиза Алерт Калуга» очень плотно взаимодействует с полицией. И если раньше поисковые отряды не вызвали особого доверия у правоохранительных органов, то сейчас последние все чаще идут на сотрудничество. Конечно, бывают и исключения:

«Не все отделения полиции идут на контакт. Иногда бывает так, что вообще не хотят разговаривать. Но чаще всего стараемся сотрудничать.

Просто у полиции свои методы, у нас свои. Когда мы все это соединяем – есть результат.

Обычно они отрабатывают оперативную информацию, а мы занимаемся всем остальным: расклейка ориентировок, опрос людей в местах, где мог находиться пропавший. И то, что можно сделать с помощью технических средств, которые нам доступны. Их, к сожалению, не так много. Это только детализация звонов и анализ страничек в соцсетях. Искать было бы намного легче, если использовать «пилинг» телефона пропавшего. Но это, к сожалению, возможно только после разрешения прокуратуры».


Труп – тоже результат

На счету отряда не одно громкое дело, не одна спасенная жизнь. И, к сожалению, не один найденный труп.

«Даже если мы находим человека мертвым – это все равно результат. Его родные хотя бы знают о его судьбе. Когда находишь живым, то понимаешь – если бы не ты, он мог умереть. Любой результат, если это действительно результат, приносит чувство удовлетворения. Человеческого, гражданского.

Конечно, находить трупы – зрелище не из легких. Я сама за столько времени, насколько возможно, смирилась и привыкла, а вот новеньким очень тяжело. Для них это огромный стресс.

Тут уже приходится работать не только координатором, но и психологом. Да и вообще, мы как одна семья. Делимся друг с другом проблемами. Помогаем. Они для меня как дети».


Дело Яны Болтынюк

Особенно «известен», если это можно так сказать, отряд стал этим летом. Именно с помощью «Лизы Алерт» удалось найти тело пропавшей Яны Болтынюк.

«Информация о пропаже Яны поступила на нашу единую бесплатную горячую линию (8-800-700-54-52). К нам обратился её брат. Я в тот момент была в другом городе, поэтому координировать поиски могла только по телефону.

Ребята собрали всю информацию, напечатали ориентировки и организовали поиски. Сначала мы действовали сами, но как только появилась информация о преступлении – мы начали действовать по указаниям полиции.

Когда нашли личные вещи Яны – сразу же передали их в органы, потому что каждая деталь может быть решающей. Нашли мы тело девочки на пятый или шестой день. В деле фигурировал автомобиль. Значит, надо было проверить все дороги, ведущие от точки пропажи, и те, где мог проехать автомобиль. Вместе с нами по лесам «бегали» сотрудники УВД, оказывая огромную помощь в поисках. И, как все, наверное, уже знают, нашли мы Яну в лесополосе, недалеко от Муратовского щебзавода. Дальше мы уже ничем не могли помочь. Но лично я стараюсь помогать полиции, чтобы виновные были наказаны, поэтому стараюсь собирать информацию о ходе дела. Могу сказать только одно – расследование сейчас идет полным ходом».


Дело Александра Бабейкина

«Это второй случай, когда мы пришли к каким-то результатам совместно с УВД. Александр пропал 25 июня – в тот момент, когда шли поиски Яны. Тело мужчины было найдено 27 августа. Здесь мы занимались, в основном, информационным поиском. Это потому, что практически на следующий день после пропажи было установлено, что это убийство.

Поэтому мы действовали по указаниям полиции. Когда надо было прочесывать предполагаемые местности – мы, конечно же, сразу приезжали. Нам тогда, кстати, очень помогали коллеги Александра.

После обнаружения тела точно стало ясно, что это убийство. Сейчас введется следствие, подозреваемый задержан».


Другие случаи

«Летом пропала девочка. Ей было всего 15 лет. Мы сразу же начали поиски. Сделали ориентировки, начали распространять информацию. Искали всю ночь. Утром поступила информация, что её видели недалеко от завода на улице Московской. Мы сразу же отправились туда.

В итоге, девочку нашли в совершенно невменяемом состоянии. Похоже, что под действием наркотиков.

Мы передали её маме. Но до нас до сих пор доходит информация, что девочка еще неоднократно уходила из дома».


«Нам позвонили из Московского отряда. Пропала женщина и уже несколько дней не выходила на связь. Сказали, что к ним поступила информация, что женщина уехала в Калугу. Мы, конечно же, откликнулись на заявку. В итоге с помощью информационного поиска мы её нашли.

Оказалось, что она попала здесь в секту».


«На наших самых первых поисках мы разыскивали дедушку под д.Рудня. Мы ходили по лесу с собаками. Все осматривали, работали на отклик. На зов нам отвечали – стучали по дереву. Мы пришли на источник шума, но никого не обнаружили. Все облазили с собаками, осветили фонариками (было уже темно) – и ничего. Тело дедушки нашли только по весне. Оказалось, что он специально ушел из дома, потому что узнал, что родственники хотят сдать его в дом престарелых.

Он и так и сказал: «Я уйду в лес, и вы меня не найдете». И ведь не нашли.

Дедушка просто играл с нами, подавая голос. Он забрался на дерево и просто наблюдал как мы, восемь молодых ребят, не можем найти одного старика...»


«Разных случаев было, на самом деле, очень много.

Одна девочка пропала, а оказалось – просто ушла в монастырь.

Под Боровском дедушка пропал на участке в два квадратных километра. Все облазили – не нашли. Есть предположение, что он стал жертвой кабанов.

Было несколько случаев с летальными исходами, но я не буду о них говорить. Не хочу распространять такую личную информацию.

Вообще, как бы грустно это не звучало, ровно половина наших «находок» - люди уже не живые..."

к публикации материал готовила Дарья Прунцева.

Читайте также наш мини-репортаж о том, как проходят учения «Лизы Алерт».