Интервью. Петр Беляев: «Мне не нужны позирования»
Петя Беляев – калужский фотограф, который этой осенью притянул к себе внимание общественности своей выставкой «20».
Выставка, определенно, имела успех и получила много откликов в культурной среде. Многие охарактеризовали Петра Беляева как одного из талантливейших людей нашего города.
Но кто он на самом деле – мало кому известно. На сайте Петра в графе «о себе» красуются лишь две строчки: «Популярный фотограф-портретист из Калуги. Известен своими портретами и работами в стиле close-up». Но сам Беляев с этими строчками не согласен:
– Это не я писал, это еще с прошлого сайта. У меня все никак руки не дойдут изменить информацию. Я вообще, на самом деле, очень скромный. И все что сейчас происходит – для меня очень необычно.
Как все случилось
Он – калужский фотограф. Родился здесь, здесь вырос, здесь «стал звездой». А пришел к фотографии Петр с помощью мобильного телефона с камерой. Из-за него-то и пошел он «по кривой дорожке»:
– У меня очень поздно появился мобильный телефон с камерой. В классе шестом, седьмом, у всех уже были телефоны с камерами. А у меня была обычная «нокия» – «кирпич»! – без всякой камеры. А так хотелось! И в классе девятом у меня такой аппарат появился. Я стал фотографировать все: цветочки, пейзажи. Я как псих брал велосипед, ехал на набережную и все фотографировал.
После школы я поступил в ВЗФИ и устроился на работу в колл-центр. Практически с первой зарплаты купил себе фотоаппарат. И знаешь, фотография стала так много времени у меня занимать, что я стал забивать на институт, и в конце-концов я его бросил на втором курсе.
Встречаться с людьми и их фотографировать было интереснее, чем сидеть на парах.
Искусство или свадьбы?
«Калуга – город ди-джеев и фотографов» – вполне правдивое утверждение. Кто-то приходит в фотографию ради «бешеных бабок» (свадьбы приносят приличный доход), а кто-то просто обзаводится камерой и фотографирует «ради искусства». Но в девяноста девяти случаев из ста, человек, называющий себя «фотографом», зарабатывает на этом деньги. Петя не является исключением:
– Когда фотография начала приносить мне деньги, я ушел и с работы. В свободное плавание. Сначала, конечно, было не просто. Но в итоге все получилось.
– Я знаю, что ты снимаешь свадьбы. Как ты стараешься подходить к таким съемкам?
– Я занимаюсь этим только из-за денег. Именно свадьбами. По этой причине я стараюсь снимать только те свадьбы, которые мне интересны, и только тех людей, которые мне интересны.
Потому что, раз уж делать это ради денег, то делать это с теми людьми, с которыми интересно.
Портрет
Я не гонюсь за свадьбами, за их количеством. Я хорошо зарабатываю и на портретах. Они практически каждый день – либо на улице, либо в помещении.
– У тебя своя студия?
– Нет, я работаю дома. У меня стационарное оборудование, которое я, кстати, сделал сам. Конечно, есть профессиональное освещение, но это реально очень дорого. А я раньше занимался радиоэлектронными штуковинами, посмотрел на схему, и понял, что проще самому собрать, чем покупать. Конечно, я долго парился. Там должна быть световая температура специальная и так далее...
– И сколько стоит портрет от Пети Беляева?
– Если я делаю один портрет, то я его печатаю на огромном формате. За такое я беру три тысячи. Либо за ту же сумму несколько фотографий, но их предоставляю в электронном виде. Это уже как фотосессия. У меня нет никаких «пакетов», фотокниг. Я так не делаю.
– А что самое сложное в этом жанре?
– Заставить человека раскрыться. Я хочу, чтобы человек был самим собой. Для этого нужно долго общаться, беседовать, узнавать друг друга.
Мне не нужны позирования. Вот была одна девочка – профессиональная модель. С ней было очень сложно. Как только она видела камеру – сразу начинала принимать «образ».
Профессионализм
– Ну, твой сайт и странички в социальных сетях забиты практически одними портретами. Ты (не считая свадеб) снимаешь только портреты? Или находишь удовольствие в чем-то я еще?
– Я считаю, что профессионал – он профессионал только в одном. Нет людей, которые распыляются на все. Профессионал отличается от любителя тем, что он получает за это деньги. Если люди платят деньги, они должны быть уверены в результате.
Если люди платят мне за портреты, они знают, что в итоге получат хорошие портреты.
Я к каждому человеку подхожу индивидуально, столько времени, сколько нужно, я потрачу. Если я хочу попробовать себя в чем-то другом – я снимаю бесплатно. Я за «Ню» не беру деньги. У меня есть такие фотографии, и некоторые мне не нравятся. Потому что я в этом не профессионал. И это нормально.
Мне нравится фэшн: красивые люди, образы. Я могу себя в этом показать. Но я не буду за это брать деньги.
– То есть, ты нашел свою нишу: ты в ней разбираешься, совершенствуешься. Это полностью твое?
– Да, это действительно так. Это стопроцентно мое. Но это не исключает другого. Это не значит, что я не хочу совершенствоваться в другом. Но это – самое близкое мне. Здесь я могу точно сказать – это я сниму лучше, чем что-либо другое.
– Ну хорошо. Если ты не берешь деньги за НЮ, за фэшн, то почему берешь за те же свадьбы? Ты же портретист.
– Оооо! Ну потому что я наловчился уже, если честно. Потому что, когда я уволился с работы, я постоянно снимал свадьбы. Это не выложено в интернет, но этого очень много. Я брался за все. Вообще за все. Мне это было неприятно, но я занимался этим ради денег. Сейчас у меня нет недостатка в деньгах, поэтому я могу выбирать клиентов.
Я могу позволить себе одному отказать, а другому сказать: «Да! Ты мне нравишься, я могу тебя поснимать!»
Калуга
– У тебя хорошие перспективы здесь, в Калуге – тебя, по сути, ничего не держит, ты ни к чему не привязан. И ты, как говорится, любитель «родной дыры», или в перспективе имеешь в виду работу в более крупном городе?
– Ты знаешь, я жил в Москве, я туда переехал в прошлом году, снимал там студию, снимал квартиру. У меня не хватало бабла на все это. Я подрабатывал в «Точке G», ну в этом музее эротики на Арбате. Тоже фотографом. Я просто разрывался с одной работы на другую работу.
Потом я стал в студии ночевать: там был диванчик, душ, кухня, в общем, все нормально. Я перестал снимать квартиру. И прожив так месяц, я понял, что это не жизнь, это фигня какая-то.
С одной работы на другую. Да, конечно, я большую часть времени занимался фотографированием, занимался любимым делом, но не было никакого отдыха, не было нормального общения с людьми. Нельзя было просто договориться о встрече с кем-то.
Нужно было все планировать заранее...
А тут, в Калуге, я могу просто с кем-то встретиться, как с тобой сегодня. В Москве мне не понравилось, в общем, слишком суматошная она.
Я могу работать где угодно, и езжу и в Москву, и в Киев. Да, в Калуге мой дом, я сюда возвращаюсь, но я не хочу быть здесь все время. Надо перемещаться, я же не дерево, на одном месте расти.
Один
– А как ты отдыхаешь от всех своих творческих дел?
– Иногда, бывает, я говорю людям: «Ой, эта неделя вся занята». А на самом деле, она свободна.
Я просто порой устаю от общения с людьми. Я такой человек. В этом случае я беру велосипед, палатку и уезжаю куда-нибудь. Хотя бы на берег реки. Один.
Я развожу костер, читаю книжку, смотрю на звезды. И мне клево. Мне клево быть одному в такие моменты.
– А деньги? Ты говоришь, что у тебя нет в них недостатка. Они не стали для тебя целью? Ты не гонишься за ними? Знаешь, у многих такие цели: купить гаджет новый, тачку и так далее...
– Ха-ха-ха! Смотри, я в Тайланде расфигачил телефон. Я уже год хожу с разбитым. Поэтому – нет. А деньги я трачу в основном на еду. Я большое внимание уделяю питанию. Блин, вот не съел ничего (показывает на печенье на тарелке).
Я стараюсь есть фрукты, овощи. Иногда ем какую-то гадость, но редко. Постоянно покупаю кучу овощей, фруктов. Я не жалею на это деньги. Я считаю, что на здоровье нельзя экономить. Я не покупаю дешевые продукты. Как раньше, например: покупал дешевые сосиски, пюрэ и мог постоянно это есть. У меня были вот такие щеки!
Я считаю, что это не нормально.
Поэтому уже три года не ем мясо.
Еще я плачу деньги за бассейн. Хожу, плаваю, мне нравится. Я купил хороший велосипед. Это мое хобби. Это делает меня счастливым. В это надо вкладывать деньги!
Про «20»
– До этого у тебя не было никаких выставок. Как ты решился? Время настало?
– Я долго думал о выставке. Очень долго. Но мне хотелось что-то особенное придумать. Не просто вывесить свои фотографии, а сделать что-то особенное. Я был в Тайланде, жил там в деревеньке, среди местного населения. Очень много разных людей. Они все были интересными. Именно тогда я подумал: «Была бы у меня здесь студия, я бы всех их снимал». Конкретно лица. И я решил, что когда я вернусь домой, я сделаю выставку. Именно крупный план, именно лица.
Вернулся, написал ВКонтакте, что ищу двадцатилетних людей, и...
– Стоп-стоп. Почему 20? Все задаются этим вопросом. Почему не 19, не 30?
– Да, все задаются этим вопросом. А я сам не знаю почему. Вообще, недавно кто-то сказал, что двадцать, потому что мне самому двадцать. Но нет, мне 23. А двадцать... Просто я хотел объединить все какой-то концепцией. А это круглая цифра. Просто двадцать, без всякого объяснения.
Но потом, когда все начали спрашивать «почему?», я как-то задней мыслью подумал, что может это потому, что мне легко общаться с людьми этого возраста, или потому что эти люди более легки на подъем.
– 20 лет – 20 портретов?
– Да. Но это просто так получилось. Вообще все, чьи портреты вошли в выставку – калужане. А изначально я задумывал более масштабный проект. Я отснял 60 портретов, собирая людей отовсюду. А в итоге получилось двадцать. Просто потому, что я пришел в галерею Дома музыки, посмотрел, и понял, что 60 огромных фоток туда не влезет. И еле-еле, как я прикинул, туда бы вместилось 23. Но 23 – ни туда, ни сюда. И сделал двадцать. Ну так и вышло: двадцать лет – двадцать фотографий.
– А какая цель? Какой посыл у твоей выставки?
– На земле миллиарды людей, и среди этих миллиардов нет двух одинаковых. Я хотел показать, что все люди разные, все индивидуальны. И чтобы человеку, который смотрит на фотографию, хотелось узнать кто на ней, чем он живет, чем увлекается.
беседовала Дарья ПРУНЦЕВА