Старая Калуга: История калужской синагоги
Сегодня в Калуге, впервые после почти 90-летнего перерыва, примет верующих синагога на улице Дзержинского.
Еще в 2013 году, по просьбе главного раввина России Берла Лазара, власти Калужской области передали здание по адресу Дзержинского,41 в Калуге еврейской общине. Там до недавнего времени располагался колледж культуры.
Мы решили заглянуть в историю этого мрачноватого здания, тем более, что многие калужане до сих пор даже и не подозревали о том, что сто лет назад в нем была синагога.
Еврейская община Калуги – одна из старейших общин, образованных вне черты оседлости. Уже в 1865 году в Калуге действовало две синагоги.
В 1865 году в Калуге проживало 282 еврея, в 1897 – 763, в 1910 – 869, в 1923 – 793 еврея, в 1926 – 833, в 1939 – 2157 евреев, в 1970 – 1306, в 1979 – 1174 еврея.
"У общины средства имеются"
В 1910 году в городе действовали обе синагоги и еврейское кладбище. В архивных материалах содержатся следующие сведения, касающиеся строительства синагоги:
«5 января 1912г. на заседании членов Хозяйственного Правления Калужской Еврейской молельни было заслушано заявление общественного раввина-провизора А.М.Лилец о постройке в Калуге каменной синагоги».
В постановлении заседания сказано:
"В виду того обстоятельства, что в ныне существующей наемной молельне могут поместиться от 70 до 80 человек, а молящихся имеется около 150 человек постоянных жителей и от 200 и более нижних чинов Калужского гарнизона, почему ежегодно к большим праздникам приходится приискивать и нанимать дополнительное помещение, что влечет за собой излишние расходы и массу неудобств в смысле наблюдения за порядком и поступлением доходов, – постановили:
"Ходатайствовать перед его сиятельством Господином Калужским Губернатором о разрешении Хозяйственному Правлению Калужской Еврейской молельни построить по Масленниковской улице на участке №220 а, пожертвованном калужским купцом А.С.Лазаревичем молитвенный дом согласно прилагаемого плана, который по составленной смете обойдется в 22 638р.40 коп.
На покрытие этого расхода у Общины средства имеются".
"Возражения таки не приняты"
При этом было сказано, что после постройки синагоги уже существующая молельная, она располагалась в доме Кобелева на Кутузовской улице, затем на Тележной (Воронина) в доме Грудакова, будет окончательно закрыта. Раввином в то время был Моисей Янкелевич.
Правление рассмотрело проект застройки и, посчитав его удовлетворительным, утвердило и разрешило постройку на улице Маслениковской (ранее Шевыревская).
Незадолго до завершения строительства против открытия синагоги выступил Департамент Духовных Дел.
Суть выдвинутых 20 июля 1913 года возражений заключалось в том, что закон предусматривает постройку не синагог, а молелен, только для вновь образовавшихся еврейских обществ. Ссылались также и на несоответствие размеров синагоги.
Но здание синагоги к тому времени уже выстроено, освидетельствовано Строительным Отделением Губернского Правления, признано построенным правильно и в нем производятся богомоления. И приведение означенного здания в какой-либо другой вид является невыполнимым.
Синагога была открыта в сентябре 1913 года.
Архитектором здания был Николай Николаевич Новоуспенский, инженером строителем – Александр Александрович Яковлев.
События 1917 года были встречены с надеждой на установление гражданского равноправия, независимо от национальной принадлежности и обретения свободы вероисповедания. Но власти были озабочены антирелигиозным воспитанием. Школы давали знания по математике, русскому и литературе, а еврейское образование было запрещено.
Здание синагоги отобрали.
Поначалу здесь располагалась мельница. Затем в синагоге появился клуб различных профсоюзных организаций (горжилхоз, межрайпромсоюз).
В советское время надстроили второй этаж. Не не весь, а только два небольших помещения по бокам.
В годы Отечественной войны, а именно с 11 октября 1941-го года, в оккупации оказалось 155 евреев. В Калуге появилось еврейское гетто. Гетто располагалось на улице Монастырской, в районе Казанского женского монастыря.
8 ноября 1941 года, приказом № 8 Калужской Городской Управы "Об организации прав жидов" в гетто были выселены евреи из своих городских квартир, только 40 человек из них были трудоспособными. Ежедневно под конвоем полицейских свыше 100 евреев, в том числе старики и дети, работали на уборке трупов, очистке общественных туалетов и мусорных ям, расчистке улиц и завалов.
Евреям было запрещено выходить в город, пользоваться электричеством, городской баней, столовой, больницей и базаром. Обитателям гетто выдавали продуктовые карточки.
Когда 21 декабря 1941 года завязались ожесточенные бои за освобождение Калуги, нацисты подожгли гетто. Казанский монастырь остался цел.
После войны на монастыре появилась памятная табличка в память о еврейском гетто, но советские власти избавились от нее.
После войны, в 1948 году, Калужской Еврейской общине было отказано в регистрации.
Начинается новая история дома номер 41 по улице Дзержинского (название улице присвоили в 1937 году).
"Кулёк"
В августе 1947 года Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР было создано учебное заведение для подготовки кадров работников культуры – Калужская областная культурно-просветительная школа.
До наших времен школа постоянно меняла названия, среди них:
1947 – 1969 годы — Калужская областная культурно-просветительная школа;
1970 –1989 годы — Калужское областное культурно-просветительное училище;
1990 –1991 годы — Калужское областное училище культуры;
1992 –2004 годы — Калужский областной колледж культуры;
2004 – 2012 годы – Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Калужское областное училище культуры и искусств».
Наконец, в 2012 году – Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Калужской области «Калужский областной колледж культуры и искусств».
А в народе заведение называли попросту "кулёк".
В 1999 году была зарегистрирована Калужская Еврейская Религиозная Община под председательством Фельдмана В. И. В воскресной школе учатся 27 детей от 4-х до 12-и лет. Они изучают иврит, историю и традиции еврейского народа, английский язык, занимаются музыкой, танцами и прикладным искусством.
Наконец, с 25 апреля 2013 года в Калуге появляется новый раввин Александр Рубинов. Синагогу возвращают еврейской общине.
Во время продолжавшейся более года реконструкции в синагоге был восстановлен молельный зал, оборудовано помещение для детской воскресной школы, благотворительного центра для пожилых людей, кошерной столовой и библиотеки.