Мусорный митинг в Михалях. Ни полигон не нужен, ни переработка?
В воскресенье 25 марта в деревне Михали состоялся митинг противников строительства ЭкоТехнопарка в Износковском районе. Хотя сами они продолжают себя упорно называть борцами с полигоном ТКО.
За пару дней до этого события в соцсетях было опубликовано письмо Елены Болговой, активиста противников строительства, в котором она сообщала: «Артамонов занервничал. Проведение митинга в глухой деревни Михали Износковского района Калужской области вызвало панику в правящей верхушки». Дескать, боится гнева местных жителей.
Вот только его участниками стали в большинстве своем приезжие. Они прибыли на машинах с московскими номерами. Из 80 участников митинга – 70 были не местными. Не верите? Можно посмотреть группу ВКонтакте «Полигон ТБО дер. Михали». Там ее участники активно интересовались, как доехать до локации. А разве могут возникнуть такие вопросы у коренных жителей?
Митингующие выступали с лозунгом: «Нет строительству мусороперерабатывающего завода!». Побывав на месте, почитав информацию в сети, понимаешь, что участники акции – противники строительства ЭкоТехнопарка не потому, что, по их убеждению, там организуют полигон ТКО, а просто потому, что против. И все тут. Даже на плакатах участников акции можно было заметить такие лозунги: «Мусорным заводам, мусорным полигонам нет!». В общем, что бы тут не затевалось, они все равно против.
До того, чем и на что живет население района – им дела нет. Куда исчезает мусор после их пикников и отдыха, видимо, тоже. Примером тому соотношение местных жителей – участников митинга и гостей с московскими номерами 1:8.
Выступавшие активисты через громкоговоритель говорили о многом, и тема эта была подчас далека от дальнейшего развития и жизни Михалей и Раёво.
Так, Екатерина Савкина, которая назвала себя «дачницей», выступает «против того, что здесь происходит». Не забыла упомянуть она и состоявшиеся выборы президента, которые, по ее словам, также нечестно организовывались. «Жителей свозили на участки автобусами», - утверждала она. И губернатор Калужский области, по ее словам, не имеет право решать, кому жить и умирать. Хотя каким боком к ней относится Анатолий Артамонов, не понятно. Словом, смешала все в одну кучу.
Людмила Горбачева считает, что любое строительство вредит окружающей среде и попросила поддержать позицию против строительства. А Михаил Жданов рассказал об отрицательных последствиях работы мусороперерабатывающих заводов для человека. Ну, вот как скажите, грамотный здравомыслящий человек может говорить, что переработка – это плохо?
Остальные выступающие требовали, чтобы местная власть дала четкий ответ, что в Михалях хотят сделать. Для чего именно на ближайших слушаниях незаконно, по их мнению, более 1000 га выводят из земель сельхозназначения. И агитировали прийти на слушания и проголосовать против. По окончанию митинга участники потребовали прекратить все работы по изменению статуса земель, дать точнейшее объяснение планирования в генплане и рассказать, каковы изменения на текущий момент.
Только после того, как земля будет получит статус промышленных земель, позволяющий строить предприятие на данном участке, инвестор может приехать, ознакомиться и дать добро. И только после этого будут утверждены планы, проекты и прочее. Но «активисты», кто с калужской областной, а кто с московской пропиской твердят, что все знают точно, что тут будет полигон ТКО. А кто не с ними, тот врет, тот нехороший человек.
А ведь сегодня вопрос переработки мусора стоит под самым острым углом. Недавняя ситуация с выбросом газов на полигоне под Волоколамском показала, что полигоны – это бомбы замедленного действия.
И если мусор не перерабатывать, то в самом ближайшем и вполне обозримом будущем такая беда, как на подмосковном «Ядрово» может произойти в любом регионе.
Ежегодно на территории Калужской области образуется около 5 млн тонн мусора. Мусорные полигоны давно не справляются со своей задачей. И в результате стихийные свалки образуются в лесах, в оврагах. Они загрязняют ближайшие реки, ручьи, через воду, почву. Продукты гниения попадают в воздух. Единственный выход сегодня – это строительство мусороперерабатывающего предприятия. Именно перерабатывающего, поскольку, когда речь идет о сжигании мусора, то тут тоже множество минусов возникает. Это и выбросы продуктов горения в атмосферу и проблема утилизации золы. Ну, и, в конце концов, не все ТКО можно сжигать. Есть целый перечень материалов, которые не подлежат термическому уничтожению, потому что это не безопасно.
Переработка необходима как воздух. Но для этого нужно менять нашу культуру восприятия жизни. Приучать людей к тому, что сортировка ТКО, о которой столько разговоров, должна стать образом жизни.
Сортировку мусора и возможности ее осуществления для населения нужно закреплять законодательно. В Германии, например, вывоз неотсортированного мусора стоит в 12 раз дороже, чем разделенного. В Японии за пищевыми отходами приезжает отдельная машина, и если человек не успел в определенное время вынести отходы, то замораживает их до следующего раза. А иначе штрафы будут – мама не горюй.
Точно так же культуру утилизации в Европе внедряют и на промышленных предприятиях. Снижают потребление пластика, полиэтилена, пенопласта в упаковочных материалах. А все потому, что за их утилизацию платит производитель товара. Лидером прогрессивного подхода к утилизации мусора в Европе опять-таки является Германия. В 2014 году 44% муниципального мусора, производимого европейскими странами, перерабатывалось или превращалось в компост, 28% — попадало на свалки, 27% — сжигалось. Сегодня в стране около трехсот полигонов, при этом ни один из них не принимает несортированные отходы. В 2022 году эта европейская страна планирует вообще отказаться от полигонов, а весь образующийся мусор перерабатывать.
В России в ФЗ «Об отходах производства и потребления» в 2014 году внесли поправки, но большинство задач переложили на регионы. И вот сегодня, когда Калужская область со всей ответственностью заявляет о необходимости строительства мусороперерабатывающего (в сотый раз повторяю) предприятия, находятся те, кто активно против этого. На все утверждения, что нормы безопасности будут соблюдены, отвечают классически: «Этого не будет».
Не сомневаюсь, что после этой публикации комментаторы-противники строительства начнут снова утверждать, что я лгу, и лишь они знают правду. Не буду спорить, правда у каждого своя. Но сегодня, особенно после ситуации на полигоне «Ядрово» многие московские псевдоэкологи наконец сообразили, что мусороперпереработка – это необходимость.
Хочется верить, что и местечковый эгоизм дачников и возвращенцев на калужскую землю из первопристольной в Раево и Михали уступит место здравому смыслу.
...Что люди перестанут идти на поводу у агитаторов, радеющих только за свое спокойствие в летний период, и сядут для начала за стол переговоров с властями. Потому что не время для ультиматумов сегодня. Мусороперерабатывающий завод нужен, и не только для развития региона, но и для чистого будущего грядущих поколений.
Светлана Никонова