Yandex.Metrika
Подпишись ВКонтакте
14:14, 20 апреля 2020

Владислав Шапша: я не всегда могу связаться с главврачом, узнать информацию о зараженных

Бизнес 24, Бюджет, Власть 24, Законодательство, Статистика, Экономика

Президент России назначил Владислава Шапшу на должность врио губернатора Калужской области в феврале. Он сменил на посту главы региона Анатолия Артамонова, который возглавлял область почти 20 лет, а его достижения в привлечении инвесторов, в том числе иностранных, называют «калужским экономическим чудом». Приняв один из самых успешных регионов Центральной России, 47-летний бывший мэр Обнинска говорил о дальнейшем развитии территории, и именно это мы собирались обсудить в его первом большом интервью федеральным СМИ. Но жизнь внесла коррективы в тему первого разговора.

Калужская область — один из первых российских регионов, столкнувшихся с коронавирусной инфекцией. Первый заразившийся был выявлен здесь 17 марта. Сейчас он уже здоров. Насколько регион оказался готов к пандемии, что пришлось делать в экстренном порядке, как население отреагировало на запреты, почему глава региона не может дозвониться до главврача, нужно ли секвестрировать бюджет и как жить после изоляции? На эти и другие вопросы ответил Владислав Шапша в интервью ТАСС, которое для агентства стало первым опытом дистанционного общения с первыми лицами регионов в условиях ограничений, связанных с пандемией.

— Владислав Валерьевич, когда в феврале соглашались на должность, никто не предполагал, что ситуация так резко изменится. Насколько вы как руководитель и как человек готовы к таким экстремальным поворотам?

— Думаю, любой человек, который такое решение принимает, должен понимать, что ситуации могут быть совершенно разными. Конечно, я не предполагал, что у нас будет такого рода кризис, такие проблемы, но это не отменяет других вопросов в ежедневной жизни региона. Да, ситуация не самая простая, но надо работать.

— Что самое трудное для главы региона в нынешней ситуации? Деньги? Эмоции?

— Самое трудное сейчас — сделать так, чтобы как можно меньше страдали жители региона, чтобы все вопросы решались быстро и чтобы как можно более мягко мы вышли из этого кризиса. Найти те решения, которые позволят с наименьшими затратами, издержками пройти этот период. Я думаю, что эмоции не должны мешать работе, пусть они останутся где-то внутри.

— Сколько сейчас длится ваш рабочий день?

— У меня рабочий день начинается где-то в 07:00 мск и заканчивается в 23:00.

— Устаете?

— Нормально.

— Ваша область одной из первых — еще в середине марта — столкнулась с новым вирусом. Что пришлось делать в первую очередь? Сколько коек развернули дополнительно?

— К началу пандемии у нас было 100 коек в инфекционной больнице, сейчас это число значительно увеличено. В настоящий момент у нас развернуто 300 коек в инфекционной больнице и 200 коек в больнице «Сосновая роща», которая была полностью перепрофилирована для лечения больных с коронавирусной инфекцией. В области проживает чуть больше 1 млн человек, и 500 коек соответствует федеральному нормативу по обеспеченности.

На сегодняшний день в больницах дополнительно проведено 160 точек для подачи кислорода. Всего подачей кислорода обеспечены 242 койки. Обустроены помещения для дезинфекции, отделены помещения чистых зон от зон, где будут работать медики с инфицированными больными. Совместно с МЧС обустроены шлюзы на входе и выходе из больницы «Сосновая роща». Закуплено специальное медицинское оборудование для обеспечения больных дополнительным кислородом. Сегодня подготовлены к работе 56 аппаратов ИВЛ, дополнительно осуществляются поставки необходимых аппаратов ИВЛ.

Несмотря на это, мы останавливаться не собираемся — развернули 30 дополнительных мест в Обнинске, создается резерв на базе областной больницы в Калуге. Кроме того, с 26 мая 2020 года в лечении больных с коронавирусной инфекцией будет принимать участие железнодорожная больница. Имеется резерв для развертывания дополнительных коек. Дополнительно договорились с Минпромторгом, направили заявку еще на 81 аппарат ИВЛ.

Бизнес помогает оснащать больницы?

— Да, в первую очередь средствами индивидуальной защиты. Часть предприятий перепрофилировали производства под выпуск антисептических средств. В частности, "Обнинскоргсинтез«и «Л’ореаль».

Многие предприятия региона начали изготавливать защитные маски. Среди них: ООО «Мануфактуры Боско», ООО «Каро», ООО «Швейпром», АО «Сухиничская швейная фабрика». За три недели с начала этого процесса произвели более 1 млн масок — это серьезный показатель. Часть из них идет в Москву и Московскую область, значительная часть — на собственные потребности. Мы закупили еще 500 тыс. масок и дополнительно еще такое же количество закупим. Таким образом, мы остроту проблемы сняли.

Мы научились производить защитные костюмы, необходимые для работы медиков. В частности, «Мануфактуры Боско» на следующей неделе начинают шить защитные костюмы для наших медработников, которые лечат инфекционных больных, постоянно находясь в агрессивной среде.

Кстати, мы уже закупили 1 тыс. противоэпидемиологических костюмов, еще дополнительно дозакупаем. Нам помогает Минпромторг в решении этой проблемы. И плюс, договорились о приобретении 10 тыс. респираторов специально для наших инфекционных подразделений.

Есть в аптеках маски?

— Нет. Дефицит средств индивидуальной защиты в аптеках существует. Сколько бы мы ни продавали — раскупается все. И что удивительно, нет столько людей на улицах, ходящих в масках, сколько их раскупают.

В 2018 году в Калужской области началось реформирование системы здравоохранения, которая предусматривает укрупнение районных больниц. Помогает это сегодня?

— Нам удалось сконцентрировать медицинские силы в межрайонных центрах. Это важно — мы не размазались тонким слоем по всему пространству. В регионе есть ресурсы, которые позволяют нам сегодня с уверенностью говорить, что мы можем оперативно реагировать на ситуацию.

— Как калужане реагируют на режим самоизоляции? Чувствуете ли вы негатив людей, закрытых в собственных домах?

— Самоизоляция сама по себе — это большое испытание. Все мы болели, все дома лежали хотя бы неделю и прекрасно знаем, что, когда плохо себя чувствуешь, дома еще как-то лежится, а когда поправился чуть-чуть, хочется на улицу выйти. Люди в целом достаточно адекватно реагируют. Мы стараемся действовать аккуратно — не жесткими, палочными способами загонять людей домой, а убеждением. Для этого активно используем соцсети и средства массовой информации. Тем не менее, учитывая сложность ситуации, я попросил полицию и Росгвардию пожестче подходить к этому вопросу. И сейчас на улицах крупных городов больше патрулей.

— Президент определил, что принимаемые федеральные меры могут корректироваться главами регионов. Что вы намерены делать в ближайшее время: ужесточать меры или, напротив, давать послабления?

— Будем решать по ситуации. В настоящее время принятые меры достаточно сбалансированы. Мы не планируем пока либерализацию, хотя, конечно, люди обращаются, люди хотят работать, особенно из сферы услуг, из сферы торговли непродовольственными товарами, маленькие магазины просят открыть. Но мы понимаем, что это спровоцирует еще большее количество контактов, и пока не идем на этот шаг. Мы сделали достаточно быстрый шаг по открытию системообразующих предприятий, у нас работают стройки, сельское хозяйство, работают промышленные предприятия, прежде всего задействованные в федеральных и региональных цепочках.

Конечно, нужно жестко следить за соблюдением мер на уже открытых предприятиях по безопасному нахождению там людей. Например, чтобы они не обедали там в одно и то же время в одном и том же месте, сняв маски. Главное в условиях пандемии — нужно быть чувствительными к изменяющейся ситуации. Если мы увидим, что вышли на плато и в течение недели не будет тяжелых случаев, поймем, что идет стабилизация, будем принимать решения об ослаблении режима. Пока же остаемся дома.

Социальный приоритет

— 15 апреля президент заявил о выделении 200 млрд рублей регионам России. Как думаете, на что в первую очередь необходимо потратить эти средства в Калужской области?

— Нужно максимальные средства направить на то, чтобы предприятия смогли профинансировать заработную плату своим работникам, особенно предприятия малого бизнеса не сокращали эти вакансии, чтобы впоследствии мы не столкнулись с резко растущей безработицей. Конечно, надо направлять средства на поддержку наших медиков. И мы это уже сделали, в том числе из регионального бюджета. Потому что они находятся на передних рубежах, работают в очень жестких условиях на самом деле. Например, я не могу связаться с главным врачом в любое время, потому что человек может находиться в «грязной» зоне. И только после выхода у нее есть возможность перезвонить, сообщить информацию о текущем положении дел в больнице.

— Как поддерживаете медиков?

— Это выплаты по 30 тыс. рублей, 20 тыс. рублей и 10 тыс. рублей соответственно врачам, среднему и младшему медицинскому персоналу. Мы одними из первых в стране приняли решение о дополнительных выплатах, еще до обращения президента. Но все федеральные выплаты, которые президент страны объявил, региональные выплаты не отменяют. Это первое. Второе — мы учредили медаль «За медицинскую доблесть», которой планируем отметить медиков, отличившихся в борьбе с коронавирусом. Она тоже будет сопровождаться денежной выплатой. И кроме этого, есть меры, которые вне зависимости от коронавируса мы для поддержки медиков реализуем. Это, например, ежемесячные денежные компенсации за наем жилья — 11,5 тыс. рублей, возмещение процентной ставки по ипотечным кредитам до 8%.

— Фиксируете ли данные о долгах по заработной плате и безработице? Есть ли негативная динамика?

— Мы в ежедневном режиме сравниваем эти данные с показателями прошлого года. Пока обратившихся даже меньше, чем в прошлом году. То есть роста безработицы нет. Но я понимаю прекрасно, что совершенно другая динамика может быть, когда каникулы закончатся и предприятия могут принять решение расстаться с частью своих сотрудников.

Во избежание этого очень важное предложение озвучил президент — компенсировать минимальные выплаты предприятиям, которые не будут сокращать численность сотрудников. Расходы одни и те же, он безработному заплатит минимальный размер оплаты труда и работодателю заплатит ту же сумму. Но при этом работодатель сохраняет рабочее место за человеком. И через некоторое время, может быть месяц, два, три, когда ситуация перестанет быть критичной, можно будет приступить к работе, выйти на нормальный режим.

— Для жителей Калужской области 12 тыс. рублей — это серьезная поддержка? Какая средняя заработная плата по региону?

— Средняя заработная плата у нас больше 40 тыс. рублей. Но в любом случае для людей, которые остались без работы, это весомая поддержка.

Поддержка экономики

— Президент также говорил о поддержке системообразующих предприятий, вокруг которых создана целая инфраструктура из смежников. Много ли таких в регионе?

— У нас сейчас в этот список входят 102 предприятия. Это достаточно разветвленная система. Допустим, кластер автомобилестроения — огромное количество экономических связей: сельскохозяйственный кластер, транспортное обслуживание, топливо, ремонтные базы, удобрения, переработка продукции. Это взаимосвязанный экономический цикл. И мы сделали все, чтобы производственные цепочки не разрушились.

— В начале года вы закладывали в бюджет серьезные суммы на инфраструктурные проекты. Планируете ли каким-то образом корректировать эти расходы?

— Нет. Будем работать по ранее утвержденным планам.

Все вопросы, связанные с инфраструктурой, обеспечат нам доходы в будущем, да и в настоящем это серьезная поддержка. Если мы сегодня от них откажемся, то завтра будем иметь большие проблемы

Строим дороги, ничего останавливать не планируем. Все программы до единой реализуются. В рамках национального проекта запланирован ремонт 221 км дорог общего пользования.

— Тем не менее поддержка бизнеса подразумевает либо прямые траты бюджета, либо выпадение доходов. Как планируете строить бюджетную политику в этих условиях?

— Понимаем, что у нас будут выпадающие доходы, и рассчитываем на помощь государства. Рассчитываем, что те деньги, которые мы вкладываем сегодня в экономику, позволят смягчить последствия экономического кризиса: дадут людям работу, зарплату, налоги, которые поступят в наш бюджет. А те предприятия, которые, к сожалению, не могут участвовать в экономической деятельности, получат отсрочки, льготы, выплаты, в случае если они готовы сохранить рабочие места.

— Секвестрировать бюджет будете?

— Мы сделали резерв 5%, как было предложено федеральным правительством на решение проблем, связанных с коронавирусом. В остальном пока идем по плану. Экономическая жизнь — это динамичный процесс, будем смотреть за развитием ситуации. Пока бюджет сокращать не планируем.

Анастасия Богдашова, Константин Малых