Yandex.Metrika
Читай нас на Яндексе
09:47, 2 марта 2015

Антон Долин привез в Калугу Берлинский кинофестиваль

Афиша, Благоустройство города, Городская среда, Драматический театр, Истории, Калужане говорят, Калужские истории, Общество, Театр, Театральная улица, Фотографии

Российский кинокритик и журналист Антон Долин вновь заглянул в наш город. В последний раз он посещал Калугу в июле прошлого года. Тогда Долин привез калужанам лекцию «Кино и его авторы: версия 2014».

В этом году, в рамках открытой программы «Tsiolkovsky Art Projects», кинокритик решил поговорить на тему: "Современное авторское кино - мейнстрим или экстрим?".

Главной темой лекции стал 65-ый Берлинский международный кинофестиваль «Берлинале», проходивший с 5 по 12 февраля. Это, наряду с Каннским и Венецианским кинофестивалями, одно из центральных событий в мире кинематографа. Правда, в отличие от первых двух, «Берлинале» ориентирован на авторское кино.

Свою встречу Долин начал с до боли правдивой фразы:

"Сейчас как в Советском Союзе: я расскажу вам про фильмы, а вы потом «нелегально» будете смотреть их дома. К сожалению, авторское кино никогда не дойдет до России, а уж тем более до Калуги. В Москве некоторые из них может и покажут, а в Калуге уж точно нет".

Авторское кино, по мнению Долина, взрывной волной врывается в современный кинематограф. Тот же Голливуд «впускает» в себя такие фильмы, давая им возможность дойти до массового зрителя.

"Популярность трансляции церемонии «Оскар» упала на 16%. Это действительно очень много. А все почему? Потому что практически вся церемония крутилась вокруг авторских фильмов".

Подробнее о современном интеллектуальном авторском кино Долин рассказал на примере Берлинского фестиваля. Начал он с Джафара Панахи. Это иранский режиссер, осужденный на шесть лет за попытки снимать «правдивое» кино.

Тюремное заключение было заменено домашним арестом на сравнительно либеральных условиях, но с запретом снимать кино, писать сценарии и давать интервью в течение двадцати лет.

Невзирая на все это, Панахи продолжает снимать. На Берлинском кинофестивале была представлена его картина «Такси», которая удостоилось главной награды фестиваля – «Золотого Медведя».

Участвовал в программе и Российский фильм Алексея Германа «Под электрическими облаками». Он удостоился "Серебряного Медведя" за выдающиеся художественные достижения.

За полтора часа лекции Долин прошелся, пожалуй, по доброй половине картин Берлинского фестиваля, показал более десятка трейлеров и отрывков из фильмов, рассказал о режиссерах разных стран мира.

После фестиваля, да и вообще после выхода многих современных картин в прокат, Долин сделал один вывод:

"Я убежден: война, которая сейчас происходит на Украине, вползает в мировой кинематограф. Тема смерти и войны чувствуется во многих фильмах".

В конце лекции критик представил второе издание своей книги о великом датском режиссере Ларсе фон Триере. Цитата из книги: «Ларс фон Триер — бесспорный герой. Он если и не идеальный художник, то идеальный персонаж нашего времени. Кинематограф, несмотря на нашествие интернета и интерактивных технологий, остается самым массовым искусством.

Фон Триер — тот, кому удается быть в первых его рядах, менять язык и облик, писать, снимать и играть, покоряя как фестивали, так и массовую публику, во всяком случае в Европе. Если и существует в наши дни достаточно серьезный противовес Голливуду, то это творчество фон Триера, превратившего когда-то незаметное датское кино в хэдлайнера Старого Света.

Наконец, Ларс фон Триер — прелюбопытный персонаж, и одно изучение его характера и моделей творческого поведения может доставить немалое удовольствие. Те, кто любит фильмы фон Триера, возможно, узнают что-то новое. Те, кто не любит или не знает их, смогут узнать и полюбить. Те, кто видел эти фильмы, но не заинтересовался, могут изменить свое мнение — кто знает? В любом случае, книга — только приложение к фильмам. Как и сама фигура Ларса фон Триера, сравнительно скромного гения, скрытого от публики за киноэкраном».

А вот список фильмов, о которых говорил Антон Долин:

«Такси» Джафара Панахи
«Вулкан Ишканул» Жайрон Бустаманте
«Под электрическими облаками» Алексей Герман
«45 лет» Эндрю Хэй
«Перламутровая пуговица» Патрисио Гусман
«600 миль» Гэбриел Рипштейн
«Аферим» Раду Жуде
«Тело» Малгоржата Шумовская
«Нед Райфл» Хэл Хартли
«Большой отец, маленький отец и другие истории» Фэн Данг Ди
«Меня зовут Виктория» Себастьян Шиппер
«Эльзер» Оливер Хиршбигель

Дарья ПРУНЦЕВА