Yandex.Metrika
Читай нас на Яндексе
09:00, 28 января 2021

Ну, как съездил в Хибины? Экстремальный опыт калужских туристов, который вас вдохновит оторваться от дивана

Афиша, Безопасный город, Благоустройство города, Городская среда, Инстаграмщина, Истории, Калуга 650, Калужские истории, Новости, Общество, Памятник 600-летию Калуги, Погода, Специальный репортаж, Статьи, Фотографии

В прошлой статье я рассказывал про Хибины как о горнолыжном курорте. Уже дважды мы с друзьями-бизонами катались по местным склонам. Думаю, еще не раз вернемся туда за очередной порцией экстрима.

Но впервые я открыл для себя Хибины в совершенно ином ключе. Именно здесь начиналась долгая история наших пеших походов.

В этой статье речь пойдет о пешем туризме по Хибинам. Здесь я поделюсь не только советами, но и впечатлениями от лица новичка в походном деле. Быть может они вдохновят вас сорваться в похожее путешествие.

Больше путешествий тут:

Сноубординг в Хибинах как отличный и недорогой вариант для горнолыжного отдыха

Тру стори о поездке на Байкал, где нашлось место проявлению воли и даже разочарованию

3 роковые ошибки, из-за которых Северобайкальский хребет не покорился туристам

Откуда выходим?

Начнем с того, что Хибины очень популярны у туристов всех мастей. Сюда приезжают чтобы покорить горы на внедорожниках, мотоциклах. Кто-то - исключительно ради рыбалки, а кто-то, как и мы, хочет пройти маршрут на своих двоих и насладиться не только красотой местной природы, но и самим фактом преодоления трудностей.

Стартовой точкой для нас стал Кировск (тот самый горнолыжный курорт), а точнее его пригород, район Кукисвумчорр. Прямо от ж/д вокзала Апатиты-1 сюда ходит рейсовый автобус. Мы прибыли рано утром, нашли магазин... Дождавшись его открытия, докупили последние припасы и выдвинулись в путь.

Позднее, когда нас начала мучить жажда, я начал паниковать, что мы не купили воду. На что руководитель группы сказал: «Какая вода?! Вот ручей — пей!»

Мол, новичок, что с него взять. И действительно, вода в Хибинах самая вкусная из всех мест, где я побывал.

Сегодня нам предстоит преодолеть перевал и добраться до озера Академического. Большую часть пути до перевала Ворткеуайв (да, знаю, язык сломать можно с местными названиями) можно преодолеть по грунтовой дороге, построенной горнодобывающим заводом. Она довольно круто забирает вверх, так что вам не придется начинать восхождение прямо от подножья.

На вершине иногда лежит снежник, так что если вы идете в разгаре лета, как мы, то он может вызвать смешанные чувства. С одной стороны, диковинка, с другой, забираться по нему скользко, а спускаться еще интереснее.

Перевал этот небольшой, и даже у нас, не подготовленных пешеходников-новичков не возникло никаких проблем с его преодолением. Далее нас ждал спуск в долину, где надо было преодолеть речку в брод и подняться на противоположный склон, ведущий к Академическому.

Бродить горную реку — это отдельный вид мазохизма

Быстрый поток ледяной воды бодрит не по-детски. Тапки то и дело норовят соскользнуть с камней и окунуть тебя в воду. А когда ты выходишь на долгожданную сушу у тебя происходит кратковременный, но резкий и болезненный «отходняк», и только потом ты начинаешь согреваться. Один из участников нашей группы утратил обувь на первом же броду. Позднее приходилось перебрасывать ему свою пару.

Озеро Академическое

Так или иначе, к вечеру мы добрались до Академического. Это большое горное озеро, окруженное крутыми скальниками (так называемый «цирк»). Оно однозначно произведет на вас впечатление. Вокруг нет никакой растительности, и весь берег состоит из мелкой гальки. Вода в озере чистая и пригодная для питья. Правда от воды постоянно веет холодом, так что даже летом вам пригодятся теплые зимние вещи.

Соорудив палатку и прижав её камнями (колышки в гальку не воткнешь), мы принялись готовить ужин. Сначала попытались отгородить горелку от огня камнями и пенками, но вскоре поняли, что это контрпродуктивно и перенесли импровизированную кухню прямо в палатку.

Ночью поднялся сильный ветер, и камни, державшие верхний слой палатки не выдержали его порывов. Мы в спешке начали выбираться из палатки (благо на севере в эту пору белые ночи), чтобы спасти крышу и когда открыли вход обнаружили, что находимся в облаке.

Вокруг все заволокло белой мглой, которая при таком сильном ветре казалась инородной и неуместной. К счастью, нам удалось оперативно вернуть крышу на место, и всю оставшуюся ночь мы проспали без происшествий.

Утро встретило нас хорошей погодой, и, позавтракав мы двинулись дальше. Сегодня нам надо добраться до базы КСС.

Перевал Чорргор

Как известно, большинство приключений начинаются с фразы: «Ребята, я знаю короткую дорогу!». Вот и в нашем случае, путь до базы КСС (Контрольно-спасательная служба) мы решили проделать напрямик. Туристы обычно делают крюк, огибая гору, мы же решили вопреки известной поговорке (а может и подтверждая её) залезть на плато и двигаться по нему, а после спуститься в долину реки Рисчорр.

Забраться на плато оказалось не сложно. От Академического на него вел довольно пологий склон. Само плато тоже не вызывало трудностей в передвижении. Мы даже прозвали его «столом», из-за абсолютно ровной поверхности. Но вскоре мы столкнулись с нехваткой воды. Из-за ровной поверхности на плато не оказалось ни одного ручья.

Доходило до того, что мы черпали дождевую воду из впадинок на камнях.

А после нашли уходящую в соседний «цирк» расщелину со снегом и топили его в кружках теплом своих рук. Благо это не продлилось долго, ведь пришло время спускаться в долину. Тут нас ждал сюрприз номер 2.

В отличии от подъема, спуск представлял из себя крутой склон, состоящий из огромных валунов, которые то и дело предательски шатались при попытке на них наступить.

Однако мы смогли без происшествий спуститься в долину, где брал свое начало ручей Рисчорр. Вдоль ручья уже идет уверенная тропа, по которой мы без проблем дошли до самой базы КСС.

База расположена у подножья Чорргора, в долине реки Кунийок, в которую и впадает Рисчорр. Здесь есть небольшое кафе, в нем же магазин с небольшим ассортиментом всего самого необходимого, небольшая гостиница, а также пункт МЧС.

Если вы хотите пройти категорийный поход, то вам необходимо подать заявку. Тогда в случае форс-мажора, сотрудники МЧС начнут вас искать и окажут помощь.

Мы никогда не заявлялись, так как не претендуем на какие-то спортивные достижения, а просто ходим в свое удовольствие.

У входа на базу стоят несколько столбов, на которых многочисленные туристы оставляют таблички со своими посланиями, либо названиями городов, из которых прибыли. Так что, если вдруг соберётесь в эти края, можете подумать, как запечатлеть себя в истории здешних мест.

Итак, закупившись в магазине вкусняшками, мы встали лагерем неподалеку от базы, разбили лагерь, разожгли костер (да, здесь есть дрова) и стали отдыхать и готовиться к самой сложной части нашего путешествия — покорению Северного Чорргора.

"Смотрю я туда, и мне совершенно туда не хочется…" © Я.

Именно с этих слов началось наше утро. Проснувшись в палатке, мы сразу поняли, что день грядущий не готовит нам ничего хорошего. Это было понятно по дождю, барабанившему по тенту. Когда мы наконец заставили себя вылезти из палатки, то обнаружили что Чорргор почти до подножья накрыт дождевым облаком.

Он еще накануне, в ясную погоду выглядел не слишком дружелюбно, а теперь зрелище было поистине обескураживающим.

Но что делать, назвался груздём, как говорится… Позавтракав и собравшись с мыслями, мы начали восхождение в белое дождливое и холодное нечто.

Склон с этой стороны перевала так же был крутым и представлял из себя груду огромных валунов. Иногда размером с мяч, а иногда с микроавтобус.

Останавливаться на привалы приходилось часто, но ненадолго. Как только ты снимаешь рюкзак, сразу начинаешь мерзнуть. Поэтому мы поднимались небольшими спринтерскими перебежками. Наверху, как положено, нас ждал снежник. В обычной трекинговой обуви подниматься по мокрому, но твердому слежавшемуся снегу не очень-то комфортно. То и дело ноги хотят соскользнуть. Забравшись наверх мы обнаружили мемориальную табличку.

Как уточнил Александр Воробьев суденты группы МЭИ поднялись на пер. Ферсмана и оставили записку, которая была снята группой из Ленинграда (рук. Дойников). 10.03 пришли на станцию Имандра и купили 4 билета до Москвы на 11.11. Консультировались с московскими туристами о пути подъёма на перевал Северный Чоргорр и спуска с него. 11.11 оставили рюкзаки на вокзале и ушли на лыжах к перевалу. Последний раз их видели около 11.00.

Один из предполагаемых вариантов их действий: поднялись на перевал. Желая посмотреть путь спуска, неосмотрительно вышли на карниз, обрушили и вместе с ним упали на склон, вызвав лавину. Поисковые работы проводились с 14.03 до конца месяца. Тела были найдены весной в нижней части лощины.

Так что, хоть этот маршрут не слишком высокой категории, с Чорргором шутки плохи.

Как ни странно, нам повезло, ведь если бы мы шли с той стороны перевала, то устали бы еще больше. Спускаться в таких условиях гораздо труднее, чем подниматься. Спуск оказался куда более пологим. В скором времени мы нашли хорошую тропинку, которая шла вдоль начинающегося здесь ручья Маннепахк до поселка Имандра — финальной точки нашего пути. Да и погода потихоньку стала налаживаться. Однако по плану у нас была еще одна остановка. Не доходя до Имандры несколько километров, мы сошли с тропы, перешли в брод реку Гольцовка и поднялись на небольшой холм, что бы на завтра устроить днёвку и совершить небольшой радиальный поход в…

...Ущелье Аку-Аку

Утро наконец порадовало хорошей погодой. После невзгод вчерашнего дня, это было именно то что нужно. Не откладывая в долгий ящик, мы налегке отправились исследовать ущелье Аку-Аку. Если посмотреть снимки с орбиты, то ущелье разрезает холм практически прямым разрезом.

Стены ущелья почти отвесные, местами осыпавшиеся. В самом центре Аку-Аку есть озеро с голубой водой. С самого конца озера можно подойти прямо к воде, но ближе к середине тропа начинает забирать вверх, образуя что-то вроде смотровой площадки. Мы разбили лагерь неподалеку от ущелья, так что его посещение не заняло много времени. Весь оставшийся день мы отдыхали, сушили вещи и смотрели за учениями местных военных летчиков, которые совершали учебные полеты прямо над нашими головами, на протяжении всего дня.

На следующий день, отдохнувшие и полные сил, мы отправились в Имандру, где нам предстояло сесть на технический поезд до Апатит, а оттуда в свою очередь дальше на юг, где у нас был запланирован визит в Карелию. Впрочем, это уже совсем другая история…

И, по традиции, советы бывалого

Климат Кольского полуострова суров и непредсказуем, поэтому берите не только легкую ходовую одежду, но и по-настоящему теплые вещи. Лично я всегда беру сноубордическую экипировку. Она легкая, теплая и хорошо прессуется.

Как и большинство новичков мы набрали с собой кучу лишних вещей. Целые овощи, несколько пакетов с сухофруктами (половину которых не съели) и даже гитару (струны которой мы порвали на первой же ночевке и потом просто несли её мертвым грузом). Старайтесь этого избегать. Большинство тяжелых вещей можно заменить более легкими или менее объемными альтернативами.

Одну из следующих статей я посвящу сборам и планированию похода.

Газ и горелка — ваши незаменимые товарищи в Хибинах. В большинстве случаев здесь нет никакой растительности. А та что есть на дрова не сгодится. Да и потом, зачастую проще приготовить еду на газу, чем возиться с промокшими дровами.

Так же не лишним предметом будет отдельный тент для вещей. Большинство вещей можно спрятать под тент палатки, но иногда проще собрать все вещи в кучку и накрыть их тентом. Например, кухонные принадлежности и продукты, которые все равно пригодятся вам утром. Да и самому накрыться тентом во время готовки тоже гораздо лучше, чем мокнуть под дождем.

Удачных вам походов и верных троп!