Правда о ДНК: зачем Калуге и России нужна новая культура?
Проект Дома Новой Культуры презентовали в Калуге еще в марте.
Вот уже два месяца, как вокруг ДНК, по факту, ведутся только споры. Многим калужанам кажется, что больше ничего не происходит: столичные гости приехали, пошумели, речи со сцены произнесли – и все. К тому же, Владислав Сурков, занимавший высокий пост в Правительстве и лоббировавший этот проект, поста лишился. Но не только федеральные рокировки вызвали слухи и сомнения относительно проекта.
Смотрите также:
ДНК будет разрушать русскую культуру в интересах Великобритании?
«Вывод» #9 — Арт Завод и ДНК: кому нужна революция меньшинств?
В Калуге на ДНК стала коситься православная молодежь. Проявив не свойственную ее философии активность, настрочила гневное письмо с пожеланием не допустить «новую культуру» в массы (а также не допустить разврата, вакханалии и джаза). В общем, там, где нет информации, с ужасающей быстротой растут домыслы.
На днях корреспонденту К24 удалось побывать на трехдневной встрече-семинаре в Москве. На нее приехали делегации из трех городов, в которых собираются реализовать пилотный проект по строительству ДНК.
На протяжении всех дней мы своими глазами видели участников других ДНК-проектов (Первоуральск, Владивосток), представителей, меценатов, организаторов и исполнителей ДНК, а также современную культуру и искусство, которыми заставлены лучшие залы Москвы: Винзавод, Манеж, Мультимедиа музей и другие.
И теперь мы можем ответить на вопросы:
- На какой стадии реализации находится проект?
- Что он привнесет в культурную жизнь калужан?
- Как на самом деле Александр Мамут относится к Калуге?
- Так ли страшен ДНК, как его малюют?
Дискуссия о ДНК: как, зачем и почему
Лучше всего суть ДНК выразил Александр Ослон, глава фонда «Общественное мнение».
«Мы действительно верим, что если создать людям условия для развития и самореализации, то это принесет свои плоды».
За экономическим развитием следует культурная потребность. И без нее, без этой потребности, ну никак. Верит в это и меценат проекта ДНК, известный бизнесмен Александр Мамут.
«Другого способа, как читать, слушать, обсуждать и обучаться, чтобы стать образованным, - нет. Я бы сам был рад, если б была таблетка знания…
Спрос на образование и собственный апгрейд существует. Это мы видим из опыта института медиа, архитектуры и дизайна «Арт-Стрелка» и образовательного центра «Гараж».
Главным успехом любого бизнеса является человек. Концентрироваться надо на человеке. Качественный, веселый, остроумный, пассионарный, активный, подвижный предприимчивый, - именно он является главным продуктом общества».
И инвестировать надо именно в человека.
В современном обществе индивидуально-личностное развитие стало во главу угла – считает Александр Мамут. - Развивая себя, человек старается преодолеть обстоятельства.
Полагаем, что практически тоже самое имел в виду и отставной Сурков, неоднозначно выразившийся про «Дом меньшинств».
Современному человеку нужны современные формы для выражения своего творчества. Поразительно, но и здесь скептики умудряются, перевернуть все с ног на голову, и найти противостояние.
То есть если вы за новую культуру, то значит, вы против старой. Видимо, трудно понять, что можно быть просто «за»: за прогресс, например; за естественное развитие социума и т.д.
На семинаре, посвященном российскому и международному опыту создания культурных центров, много говорили о старых и новых формах домов культуры.
«Клубы, в которых были кружки фото и радио, в свое время стали пиком досуговых интересов. Но потом они захирели (когда финансирование закончилось). А финансирование шло от заводов. Эти клубы - образцы архитектурного авангарда. Это то, что наша страна привнесла в мировую архитектуру. Однако, облик передового объекта культуры они потеряли.
И, безусловно, теперь нужно учитывать то, что взгляд на искусство и интересы общества меняются». (Ирина Чепкунова, руководитель отдела современной архитектуры).
«Как сделать так, чтобы вы стали людьми, которые жестко отстаивают свою содержательную стратегию. Найдется много людей в регионе, которые вам скажут: не надо никакой нам новой культуры, мы будем сохранять традиции. И поэтому я бы посоветовала федеральным властям оставить хоть какой-то процент своего влияния в этих регионах». (Анна Гор, директор Приволжского филиала Государственного центра современного искусства).
Мнений было много, однако практически все эксперты сошлись в одном: что финансирование не должно быть полностью государственное.
И дело здесь не в цензурировании и навязывании интересов и вкусов, а скорее в расслабленности и пассивности культурной системы.
«Полностью содержать объект культуры никто не будет: это ведет к инвалидности и к иждивенчеству. Конечно, 50 на 50. Нужно искать фонды, спонсоров и т.п. Заранее нужно продумывать потоки финансирования, которые смогут влиться в проект». (Елена Мелвиль, руководитель культурного центра ЗИЛ).
Про финансирование, расходы и доходы уже существующих центров сейчас особо речи не идет, ведь проект находится на стадии разработки. Однако, тема для большинства весьма волнительная.
Центры ДНК: какие они?
Первоуральск и Владивосток уже могут полюбоваться на свои будущие центры. Архитекторы Сергей Чобан и Борис Бернаскони представили проекты будущих домов новой культуры. Надо сказать, проекты впечатляющие.
А вот Калуге пока не повезло, и виноваты в этом мы сами.
До сих пор министерство обороны тянет с передачей земли, на которой должен будет разместиться ДНК, поэтому архитектурного проекта еще нет.
Однако, кураторы проекта в каждом из городов уже сформировали творческий костяк молодежи, которая будет заниматься проектом ДНК. В этом году в каждый город кураторы привезут интересных персон.
К слову, именно в Калугу персоны уже приезжали. Правда, приезжали они точечно, никто специальных инфоповодов из этих приездов не делал, потому как цели стояли несколько иные. Когда кураторы ДНК в Калуге познакомились с творческой молодежью региона, они поинтересовались, с кем бы было интересно и, главное, полезно встретится: хореографам, художникам, театралам и т.д.
Уже прошли встречи театралов с Эдуардом Бояковым, основателем театра «Практика» фестиваля «Золотая Маска» и встречи хореографов с Еленой Тупысевой, директором театра «Балет Москва», основатель театра танца «Цех». Еще в планах провести фестиваль «уличной» культуры.
На нем смогут показать себя калужские молодые художники, стрит-артеры, графитчики, причем показать на неплохом уровне. В партнерстве с музеем Космонавтики, под руководством иностранных экспертов проекты полнокупольного шоу сделают и молодые калужские художники и кинорежиссеры.
А вот кто должен приехать в Калугу в недалеком будущем.
Современное искусство и новая культура
Нам повезло. В программу московских семинаров входило посещение самых популярных и интересных музеев столицы. Все они, безусловно, разные. Одно их роднит - многочисленные экспозиции молодых, современных художников и дизайнеров.
Естественно, центр современного искусства «Винзавод» осмотреть получилось только бегло. Слишком плотный график и длинные пробки в Москве.
Удивительное впечатление произвел «Мультимедиа Арт музей». Мы добрались туда в 21.40, а музей закрывался ровно в 10 вечера. Охранники уже не пускали посетителей. Однако, нашим кураторам удалось-таки их уговорить. Получилась такая своеобразная еще одна Ночь музеев.
Выставка Ребекки Хорн
Перед закрытием в музее еще оставались люди и, кстати, много. Непривычно видеть подобную картину. В Калуге музеи совершенно не такие.
«Еврейский музей и центр толерантности»
Название всю дорогу до музея рисовало странные фантазии относительно содержательности мероприятия. Даже толком зайти не успели, как охрана вывела нас на улицу и сказала: «по трое заходим». Дверь захлопнули перед самым носом.
Всем нам пришлось пройти через металлоискатель и сдать оружие, ножи и газовые баллончики.
На этом тирания закончилась и началась толерантность. Так что если когда-то будете искать грань между этими понятиями, учтите, что она проходит по металлоискателю «Еврейского музея и центра толерантности».
Если провести над бочкой рукой, то изображение сменится. В этих волшебных бочках хранится история еврейского народа в фотографиях.
Экспозиция и устройство музея, конечно же, шикарны. Я бы сказала, по-еврейски шикарны, но это немного не толерантно звучит.
Тем не менее, видеопроекция советской квартиры просто завораживает.
А вот классический «Манеж», в который мы отправились под занавес семинаров, совершенно не произвел впечатления. Может, недостаточно видоизменился, а может, потому что самый большой зал пустовал без экспозиции.
ДНК: итоги
Первые итоги проекта можно подвести уже сейчас.
Стало четко понятно, что проект все-таки будет реализован, а все разговоры – они от домыслов и умыслов.
На финальную встречу с делегатами из трех городов приехал Иван Демидов, заместитель министра культуры РФ и главный куратор проекта.
«Проект инициирован и поддержан государством. С региональными властями в трех городах подписано соглашение и заложено финансирование. Все базовые партнеры, подписавшиеся на проект, подтвердили свое участие.
Мы, как ответственная структура, доводим до вашего сведения, что проект идет и будет идти.
Государство построит эти центры и передаст их в регионы, дальше вы будете управлять этими центрами. А вот уже как вы будете управлять этими кораблями, так они и поплывут».
Однако, и Иван Иванович не лишен опасений на счет настроя общественности:
«Я встревожен тем, что наше общество во многом традиционное, так нервно и с опаской относится к современному искусству. Я не вижу задачей современного искусства оскорбления традиционного общества.
При диком интересе ко всему новому, который существует у людей, все равно есть недоверие.
ДНК должен стать интересным местом, а не местом, куда выйдут с пикетами».
Полагаем, эти слова заместитель министра адресовал не Калуге, а в целом традиционному обществу.
А вот Александр Мамут высказался как раз о Калуге. По мнению бизнесмена, именно Калуга является тем городом, который создает наиболее благоприятную среду для жителей. Создаются новые производства, рабочие места, что уменьшает отток людей в другие города. Экономическое развитие уже наблюдается, а значит, самое время формироваться культурной потребности.
Юлия ЧУПРОВА.