«Калужане говорят»: Почему отставка Ткаченко — это плохо
Как мы уже сообщали, главный архитектор Калуги Сергей Ткаченко ушел в отставку. Официальных заявлений о причинах отставки ни он, ни градоначальник Константин Горобцов не делали. Но их, по сути, изложил сам Ткаченко ещё две недели назад. Тогда он с горечью говорил о том, что средства городского бюджета распределяются в расчете на получение быстрого результата, а на реализации стратегических городских проектов фактически поставлен крест.
Напомним, управление архитектуры и градостроительства Сергей Ткаченко возглавил в сентябре 2014 года. Сергей Ткаченко – профессор Московского архитектурного института, он — бывший директор Института генерального плана Москвы. Ткаченко также является автором генпланов Нижнего Новгорода и Беслана. В Москве по его проектам построено около ста зданий.
В нашей традиционной рубрике «Калужане говорят» на этот раз практически единодушное мнение. Отставка Ткаченко – событие столь же предсказуемое, сколь и печальное.
Кирилл Гусев, главный редактор журнала «Калугахаус»
– Была какая-то альтернативная реальность, где с помощью опытного профессионала-градостроителя, способного спланировать развитие города на 20-30 лет вперед, мы бы получили к середине третьего десятилетия нормальный современный город, часть Московской агломерации.
Мы не просто лишились яркого оратора и обладающего обширными связями талантливого архитектора. Мы доказали, что та, другая, реальность нам не нужна.
Конечно, есть и совсем печальная первопричина, но все же очевидно - мы не сделали ни-че-го, чтобы Ткаченко здесь удержать, и своей участи заслуживаем.
Александр Климов, инженер-строитель, блогер
– Отставка, прямо скажем, неожиданная. Ну что я могу сказать по этому поводу… В общем-то, в своем комментарии он сам все ясно выразил... Действительно, из-за отсутствия денег ни одно из его начинаний не получило воплощения, реализоваться как архитектор он также не смог, инвесторов на интересный затратный проект не найдешь в Калуге, всем бы только торговые центры из сэндвич-панелей ляпать.
Жить на откаты с памятников и скульптур он видимо не захотел. Умный и понимающий человек, Ткаченко правильно понимал задачу главного архитектора города – создание реального градостроительного плана на несколько лет развития, разработка транспортной системы и т.д., а не согласование палаток и козырьков над входами в магазины.
По поводу близкой мне темы сохранения старого города у него тоже были очень правильные соображения, но также он реально оценивал нынешнее положение главного архитектора в качестве "свадебного генерала", который ничему (никому) противостоять не может.
Вот такие мысли. По поводу того, каким будет новый главный архитектор – скорее всего это будет обычный чиновник выполняющий функцию подписывания нужных кому-то бумаг, а может и вообще эту должность уберут, жила же Калуга без него много лет. И еще проживет.
Яков Казацкий, предприниматель, депутат Городской думы Калуги
– Ткаченко, как и пригласивший его Константин Баранов, был предвестником больших перемен времен нефтяного изобилия и, под стать масштабным планам развития, был олицетворением особого места Калужской области в российской экономике.
Городу с амбициозными планами нужен был такой же амбициозный главный архитектор. Сергей Борисович мыслил сильно вдаль.
Непостижимая по масштабам для калужан набережная казалась для него лёгким орешком с которого можно было начать, а уж докуда могла дойти его мысль - неизвестно было никому.
Его искренне удивляло отсутствие в Калуге нормальных документов территориального планирования. И, как своим студентам, он готов был часами объяснять собеседникам крайнюю необходимость этих документов для города. Иногда создавалось впечатление, что он вербует сторонников в секту архитекторов седьмого дня, настолько красочно и интересно он мог говорить о генпланах, транспортных каркасах и азах архитектуры.
Но время изменилось и амбициозные планы пока убраны в долгий ящик. На повестке дня в очередь за худеющим бюджетом стали куда более насущные вопросы.
Прекрасно это понимая, Ткаченко прочитал последнюю лекцию, повторив ранее озвученные постулаты. И откланялся в поисках задач под стать амбициозному архитектору. Как и Баранов, он стал большой, но недолгой удачей для города. Нам остается лишь вспоминать и переосмысливать его многочисленные лекции и идеи, а также думать над тем, что из его опыта мы всё таки сможем применить на благо нашего города...
Александр Столяров, инженер
– Катастрофа. Один из немногих людей в Калужской власти, взгляды которого на развитие городской среды я полностью разделял.
Что значит отставка Ткаченко для Калуги в краткосрочной перспективе? Отмену многих проектов, которые он вынашивал и каждый раз отстаивал на планерках, среди которых: реконструкция Театральной и Воскресенской, Березуевского оврага, планы озеленения городских территорий (даже такие инициативы о высадке именных деревьев, после которых удивляешься, а почему никто до этого раньше не додумался?) и другие.
Самый большой провал калужских органов управления – отказ от набережной, проект которой был заморожен недавно (что, вероятно, и стало одной из причин конфликта между архитектором и городскими властями). Доступ к воде крайне важен горожанам, набережная – это ценнейшая рекреационная зона и точка притяжения людей (подробнее и нагляднее тут и тут). Всё то, что горожанам обещали на 650-летие Калуги, не будет выполнено.
В долгосрочной перспективе – отказ от плана красных линий (резервирование территорий для будущих проектов и защита их от хаотичной застройки), программы старого города, и, как следствие, непонятная ситуация с улучшением туристической привлекательности города.
Каким же благоустроенным городом может стать Калуга по намерениям губернатора, если у нас даже рынок не могут перенести, место под которым должно было по планам стать частью рекреационной зоны Березуевского оврага?
Думаю, что совершенно неважно, кто заменит Ткаченко на позиции архитектора Калуги, потому что запланированных денег в бюджете на проектирование вышеперечисленных объектов больше не станет. Работать в новых условиях будет тяжело любому специалисту.
Очень жаль, что в развитии города наступает такой момент, когда стагнация и хаотичная застройка заменит рекреационные и пешеходные зоны, точки притяжения людей. Торговые центры победили парки.
Анна Сенатова, заведующая галереей Дома Музыки
– Я восприняла весть о его отставке с сожалением. Калуга упустила редкую возможность - получить в союзники такого компетентного и высококвалифицированного специалиста, архитектора с ярким послужным списком. А еще – энциклопедически образованного человека, обладающего разнообразными познаниями и, что важно, готового щедро делиться своими знаниями.
Лекции, беседы, выставки, организованные им, запомнятся надолго. И очень жаль, что теперь не состоится, по вполне понятным причинам, роскошная выставка врубелевской и головинской майолики из его коллекции, которую уже планировал провести Калужский краеведческий музей. И прочие выставки и лекции, которые планировались.
О том, что он не оставил после себя в городе никаких архитектурных объектов, сейчас говорят много и со злорадством. Это грустно и не делает чести тем, кто злорадствует: признак провинциализма – говорить плохо "за глаза".
Владислав Сахарчук, депутат Городской думы Калуги
- Отставка Сергея Ткаченко была фактически предрешена после его появления в Калуге. Слишком независим он был, слишком высоко парил над грешной калужской действительностью.
А после смерти пригласившего его в Калугу Константина Баранова, уход Ткаченко стал делом ближайшего времени.
Его идеи были абсолютно правильными – но мало высказывать идеи, нужно уметь их отстаивать и продвигать, а для этого нужна команда единомышленников и готовность к компромиссам. Нужно ли говорить, что команды как не было, так и нет, а на компромиссы бывший глава НИИ Генплана Москвы, похоже, идти был не готов.
Позиция Ткаченко была вызовом калужским застройщикам и девелоперам (для которых не важно качественное развитие города, а важна прибыль здесь и сейчас) и покровительствующим им чиновникам.
Людям, испортившим наш город убогими строениями, было дико и смешно слышать о грамотном пространственном развитии, о соблюдении градостроительных норм, о необходимости больше тратить на проектирование – во имя роста качества городской среды. Сложившаяся в Калужской области административная система закономерно отторгла Ткаченко. Не думаю, что кто-то удивлен.
Что дальше? Уверен, что у нынешнего Городского Головы Константина Горобцова есть возможность назначить на эту должность если не такого именитого, то вполне грамотного, а самое главное, более гибкого специалиста. В условиях, когда в регионе уже есть Самый Главный Архитектор, у которого свои представления о том, что правильно, а что нет, единственный путь – путь компромиссов.