Yandex.Metrika
Читай нас на Яндексе
08:00, 10 ноября 2015

«Наш человек»: Александр Окунев

Look 24, Афиша, Демография, День молодежи, День святого Валентина, День семьи, Инстаграмщина, Истории, Молодежь, Фотографии

Это четвертый выпуск нашей рубрики «Наш Человек». Предыдущие выпуски с Николаем Любимовым, Максимом Железняковым и Виолеттой Комиссаровой можно посмотреть здесь. А сегодняшний гость рубрики – Александр Окунев.

Александр Эдисонович Окунев. Предприниматель, депутат Городской думы Калуги. 52 года. Женат, два сына.



Корни

У меня нет немецких корней. Кто эти слухи пускает? Наверное, мое отчество смущает. На самом деле, все просто: моя бабушка, Татьяна (русская), назвала обоих своих сыновей необычными именами. Одного Эдисоном в честь американского физика, а второго Радиком – в честь элемента периодической таблицы.

Я русский. Ну как русский… Мой дедушка, отец моего отца, чистокровный еврей. Получается, корни по папиной линии у меня частично еврейские, а не немецкие.

Я считаю, что делить людей по национальным признакам не то, что не модно. Это не тактично, не солидно и не интеллигентно.

Мой отец попал в Калугу по распределению из московского вуза. Ему, как сыну врага народа (дедушку репрессировали), нельзя было оставаться в столице. Зато здесь нашел свою судьбу – мою маму.



Про «мажоров» и комплексы

Для меня слово «мажорность» не несет никакого смысла. Я жил в довольно скромной семье, несмотря на то, что родители хорошо зарабатывали, и несмотря на то, что родители отца жили в Москве. Это все не давало мне возможности себя выпячивать.

Я был скромен и закомплексован.

Мои комплексы – это переживания маленького толстенького мальчика. Мой вес и мой внешний вид меня всегда волновали и расстраивали. Я был предметом насмешек, правда не грубых и не обидных.

Я был общительным, но боялся, что мне будет тяжело знакомиться с девчонками. И было тяжело.

…Но с одной девушкой, несмотря на комплексы, мне все же удалось завязать крепкие отношения – на всю жизнь.

Шел выпускной год – 1980-й. Лариса и ее подружки развлекались тем, что звонили знакомым мальчикам, назначали свидания и не приходили. Позвонили и мне. Первые два раза я взволнованно прибегал на свидания, а Лариса – нет. В третий раз сказал ей по телефону, что не приду. Но она убедила меня, что в этот раз – точно. Так мы познакомились.

Следующие три года были непростыми для меня: Лариса не давала мне обещаний, что выйдет за меня замуж, и у нее были увлечения. Мне пришлось побеспокоиться, я даже приболел.

И вот стоял я у окна, весь простуженный, разболевшийся, замотанный в шарф, и смотрел на троллейбус, отъехавший от остановки около универмага «Калуга». Вдруг я увидел Ларису, которая, видимо, почувствовав мой взгляд, подняла глаза и увидела меня. Она жестом показала, что поднимется ко мне. И мы помирились. Потом оказалось, что она не собиралась заходить: просто приехала делать покупки под Новый год. Вот уже больше 30 лет мы вместе.

Мы оба были студентами, когда поженились. Лариса раньше стала зарабатывать – я тогда учился на третьем курсе. Представляете, каково равноправие в семье: жена денег приносила больше, чем я!



Об ответственности и бизнесе

Когда появился первый сын, я не сразу почувствовал себя главой семьи. Мы жили с родителями, мама жены много помогала. Я осознал себя отцом семейства только когда сам стал зарабатывать. Я понял, что вся ответственность, вся перспектива развития – на мне.

Я всегда работал на чужих деньгах, всегда был в кредитах. Мои доходы так распределялись, что я никогда не держал большой суммы в руках.

Так что, был ли у меня этот первый миллион, который можно было потрогать, почувствовать? Нет.

Самый первый бизнес у меня был в 1992-93 годах. Тогда существовал принцип товарообмена. Я брал грузовые фургоны на Козельском механическом заводе, гнал их в Самару, на завод, который делал электрическую проволоку. Менял свои фургоны на проволоку. Оттуда вез проволоку на автозавод КЗАМЭ в Калуге, где за нее мог по бартеру получить жигули. Продав его, я уже расплачивался со всеми поставщиками, которые в этой цепочке были. Жуткая, надо сказать, схема!

Бывало, что нас кидали. Забирали товар и ничего не давали взамен. Такое было, да.

Один из последних бизнесов – Торговый дом «Александр» – дал возможность вложить деньги в перспективу. В частности – в обучение старшего сына в Канаде.

Я хочу дать совет всем: не экономить на образовании своих детей. Я очень рад, что когда Кириллу пришло время учиться, у нас хватило и денег, и смелости дать ему действительно хорошее образование за рубежом.

С младшим сыном было не так. Данька сильно переболел в детстве, и мы с Ларисой уже побоялись его далеко отпускать. Он учился в Москве, где и остался работать и жить.

Мой любимый бизнес из тех, которыми я занимался, это тот, который давал хорошую маржу.

Любому бизнесмену надо понимать, что четких схем, стоящих, как вековые стены, неподвластные никакой буре, просто не существует.

Лет до 45 я жил валидольно... Постоянно переживал: все ли будет хорошо завтра? Придут ли посетители на мой оптовый склад? Будут ли они покупать у меня или пойдут к конкурентам? А потом отпустил ситуацию.



О Пабе

Нашим семейным общепитом по факту занимается только Кирилл.

Должен сказать, что когда я занимался «Пабом 102», он имел плачевный вид.
Я сделал попытку открыть французскую кондитерскую. Когда Кирилл вернулся из Канады, мы сели считать экономику этого предприятия. Оказалось, за год потеряли полтора миллиона рублей. Тогда сын сказал: «Папа, а может, теперь попробую я?» И я согласился.

Кирилл предложил пивной ресторанчик. И у него получилось. И я подумал, что раз мне не дано заниматься таким бизнесом, зачем я им буду заниматься? Теперь занимаюсь только стратегическим управлением. Оперативным – он.

Я больше всего люблю есть дома. Вот вчера блинов нажарил…

Невозможно постоянно питаться в ресторане, даже в своем. Если мы зовем в гости друзей, мы готовим сами. Если мы выбираемся в ресторан, это «Паб 102».



Ресторанный бизнес в Калуге и кризис

Сейчас в ресторанном бизнесе период перемен. Кризис повлиял. Нам сложнее стало кредитоваться, приходится оптимизировать издержки. Увеличились цены на продукты. А мы не можем сильно поднимать стоимость блюд, вынуждены терять доходы.
Мы видим, что не весь калужский общепит выдерживает. Следовательно, есть возможность увеличить свою привлекательность, что мы и делаем. И к нам идут гости, чему мы очень рады.

В Калуге нет смысла делать классический ресторан. Где хрусталь и золото, куда ходят в вечерних туалетах… Фишечка должна работать, а такая здесь не пойдет в финансовом смысле. А зачем нужна фишечка для галочки?

Кризис повлиял на семью мало. Уменьшились доходы – уменьшили расходы. Раньше ездили во Францию весной и осенью. В этом году ни разу не съездили – зато были в Болгарии на чемпионате Европы по петанку. Такая экономия.

Я понимаю, что многие люди урезают свои расходы как раз в пользу более дешевого отдыха. И не вижу в этом ничего ужасного. Это отличная возможность сделать привлекательным внутренний туризм. Мне и самому захотелось проехать по российским городам, но при условии хорошего туристического сервиса. Не хотелось бы жить в сарае без горячей воды.



Петанк

Я – спортсмен со стажем. Около 10 лет играю в петанк, дважды моя команда становилась чемпионом России.

А вот играть за сборную России не приходилось. Был в качестве тренера мужской сборной на чемпионате Европы. Но участвовал в международных играх во Франции, Испании, Прибалтике… А вот жена играла за сборную, на чемпионатах Европы и даже мира.

Впервые я бросил кашанет (шарик, с броска которого начинается партия игры в петанк – ред.) в Петергофе десять лет назад. Тогда это было совершенно неосознанно, не принципиально, не важно. Я не помню, что я почувствовал.

Теперь бросок кашанета – важный этап! Чтобы выбрать правильную стратегию, надо понимать, на какой дистанции твоему сопернику будет неудобно с тобой сражаться. А с каждой командой – своя дистанция.

В петанке, как в жизни или в бизнесе, – важны стратегии, коммуникации, качества лидера, неуступчивость, умение находиться в команде...

Мой опыт ведения бизнеса хорошо помогает в игре.

Проигрыши для меня очень волнительны. Но потом – ничего. Пару часов разборов полетов с командой и все в порядке.



Депутатство, рыбалка, будущее…

У меня дом на Селигере, и я рыбак. Я вижу в этом настоящий драйв, ощущаю азарт от рыбалки. Это ведь соревнование, рыбака с рыбой – кто кого?

У меня не было депутатских амбиций. Это случайно получилось.

Я не буду много хвалиться, но так получилось, что я всегда помогал многодетным семьям, обществам инвалидов, Красному кресту, с ТД «Александр» участвовал в спортивной жизни города… Поэтому во время предвыборной у меня действительно было много преимуществ перед другими кандидатами.

Окунев-бандит?! Похож я на бандита? Нет? Вот на этом и закончим.

Про нас недруги чего только не говорили. Якобы, у нас в подвалах Паба какие-то пытки происходят. Ну это же смешно просто...

В 1983 году я стал человеком семейным. Мне надо было деньги для жены и детей зарабатывать своим потом. Мне было не до разборок и пистолетов. Так что это все вымыслы.

У нас очень много проектов с Кириллом. Он такой энерджайзер, и меня это радует. Ждите новых интересных сенсаций.

Что будет дальше? Будет большой новый ресторан!



беседовала Александра Петрухина
фотографировал Сергей Гришунов