Сергей Ткаченко рассказал, почему в Калугу не едут звезды мировой архитектуры
Лекция Сергея Ткаченко, уже миновавшего свои 100 дней на должности главного архитектора Калуги о том, «Отчего к нам не едут звезды мировой архитектуры или как создать новую среду для радости жизни» в антикафе «Небо» стала очередным событием открытой программы Tsiolkovsky Art Projects.
Поскольку авторы проекта особое внимание уделяют проблемам развития городских пространств, то встреча Сергея Ткаченко с калужанами стала как бы завершающим актом своеобразного «триптиха» – до него в «Небе» слушали архитектора и урбаниста Илью Заливухина и блистательного автора ломки представлений о том, что такое город, Святослава Мурунова.
Таким образом, Ткаченко продолжил начатую тему преображения городских пространств в культурологическом, да и практическом смысле.
Любой город (особенно такой старый как Калуга) являет собой мощную взрывоопасную смесь традиций и стремления ломать привычные стереотипы.
Собственно, про ломку стереотипов и традиции и говорил Ткаченко, сопроводив выступление блестящим экскурсом в историю и современное состояние отечественной и мировой архитектуры.
Смотреть в тему:
10 заметных творений нового главного архитектора Калуги
Он исчерпывающе объяснил, почему, как было заявлено в теме его лекции, в России не стоит ждать звезд мировой архитектуры.
Причина проста – в стране не сложилось авторское право на архитектурные объекты. Они принадлежат инвестору.
И инвестор вправе делать с ними, что пожелает: оставить за собой, либо продать на стадии проектирования или уже после постройки.
В 20-е - 30-е годы архитекторы буквально ломились в Советскую Россию, а потом в Советский Союз, понимая, что на воодушевляющей революционной волне можно воплотить в жизнь самые невероятные идеи. В 90-е годы в «новой России» можно было то же самое. Но ни в первой половине 20-го века, ни в его последнее десятилетие у них ничего не вышло.
Что построено, а больше украдено — на стадии идей и концепций и на стадии строительства. Отбирали под любыми предлогами проекты, не платили денег. В свое время с советской властью поссорился Корбюзье, в 90-е годы напрочь отказался работать в России «хрустальный архитектор», звезда современной архитектуры Норман Фостер. Так что, заключает Ткаченко, рассчитывать приходится на свои силы.
Другая проблема стоит перед такими городами, как Калуга. Сюда ехать не будут еще и потому, что здесь предлагаются смешные в отличие от Москвы деньги.
Но есть и еще несколько препятствий, чтобы обустроить в архитектурном смысле город так, чтобы в нем удобно и приятно было жить. Любой конкурс на здание или сооружение заканчивается выбором самого дешевого, а потому самого невзрачного проекта.
«Есть законные способы даже в условиях современных российских конкурсов поставить этому препятствие. В Москве нам удалось выбрать самый дорогой, но самый качественный проект реконструкции здания Госплана для приспособления его под нужды Государственной думы».
Возможно ли такое в Калуге, архитектор не уточнил.
Мы при этом вспомним, как в прошлом году на областном архитектурном совете победил один проект здания ДНК-ИКЦ, а на аукционе – слизанный с него, упрощенный и самый неудачный вариант, но зато гораздо более дешевый. Это потом вызвало сильное раздражение как общественности, так и власти и чуть ли не на полгода задержало строительство (к слову, оно пока и сейчас не началось) с неизбежными неприятностями, связанными с федеральным финансированием.
Вообще, резюмировал Сергей Ткаченко, архитектурные шедевры, становящиеся идентичными тому пространству, где возведены, возможны лишь тогда, когда архитектор позволяет себе излишества.
Смотреть в тему:
25 самых необычных домов Калуги
Дешевый минимализм (не минимализм как принцип) губит архитектуру. И здесь нам, видимо, пока нечего ждать. У нового главного архитектора Калуги сложилось тягостное впечатление от того, что построено в городе за последние два десятилетия: здания с неизменными мансардами, выкрашенные в голубые или оранжевые тона.
«Это эпоха перестройки Парижа, 19-й век, но уж никак не 21-й», – сетует Ткаченко.
Откуда взяться тому, что по прошествии лет станет неотъемлемой частью облика города, неизвестно. По крайней мере, сейчас.
Наконец, еще одна беда города – его общественность.
«Городское сообщество не принимает активного участия в процессе градосозидания, –поделился впечатлениями Сергей Ткаченко уже в ходе сессии вопросов и ответов. – А принимает очень узкая его часть, которая или борется за сохранение памятников, или борется с властью».
Эта неприятность и породила конфликт вокруг флигеля усадьбы Яновских на Воскресенской улице, который надстроили мансардным этажом, как утверждают защитники памятника, нарушившим пропорции совершенного образца классицизма.
Проблема, уверен Ткаченко, в том, что проект реконструкции не был выставлен на публичные слушания. Если бы они были, можно было бы избежать многих сложностей, а, возможно, было бы и другое решение.
Но у этого происшествия есть одна положительная сторона: власть получила звоночек, месседж, который послала ей общественность, которая доросла до того, чтобы на равных правах участвовать в работе по созиданию облика современной Калуги.
На вопрос о том, какую главную задачу видит перед собой, Ткаченко заметил, что считает нужным привнести в создание власти, что «город – не чья-то вотчина, что здесь нельзя строить как бог на душу положит, что все должно соответствовать плану. Необходимо внедрить легитимность в земельную и градостроительную деятельность.
Владимир ПЕТРОВ
фото А.Демидов