Yandex.Metrika
Следи за новостями в Телеграм
09:00, 30 января 2015

Сергей Ткаченко рассказал, почему в Калугу не едут звезды мировой архитектуры

Афиша, Дворец творчества юных имени Гагарина, Инстаграмщина, Истории, Квест, Новости, Общество, Уличное освещение, Фотографии

Лекция Сергея Ткаченко, уже миновавшего свои 100 дней на должности главного архитектора Калуги о том, «Отчего к нам не едут звезды мировой архитектуры или как создать новую среду для радости жизни» в антикафе «Небо» стала очередным событием открытой программы Tsiolkovsky Art Projects.

Поскольку авторы проекта особое внимание уделяют проблемам развития городских пространств, то встреча Сергея Ткаченко с калужанами стала как бы завершающим актом своеобразного «триптиха» – до него в «Небе» слушали архитектора и урбаниста Илью Заливухина и блистательного автора ломки представлений о том, что такое город, Святослава Мурунова.

Таким образом, Ткаченко продолжил начатую тему преображения городских пространств в культурологическом, да и практическом смысле.

Любой город (особенно такой старый как Калуга) являет собой мощную взрывоопасную смесь традиций и стремления ломать привычные стереотипы.

Собственно, про ломку стереотипов и традиции и говорил Ткаченко, сопроводив выступление блестящим экскурсом в историю и современное состояние отечественной и мировой архитектуры.

Смотреть в тему:

10 заметных творений нового главного архитектора Калуги

Он исчерпывающе объяснил, почему, как было заявлено в теме его лекции, в России не стоит ждать звезд мировой архитектуры.

Причина проста – в стране не сложилось авторское право на архитектурные объекты. Они принадлежат инвестору.

И инвестор вправе делать с ними, что пожелает: оставить за собой, либо продать на стадии проектирования или уже после постройки.

В 20-е - 30-е годы архитекторы буквально ломились в Советскую Россию, а потом в Советский Союз, понимая, что на воодушевляющей революционной волне можно воплотить в жизнь самые невероятные идеи. В 90-е годы в «новой России» можно было то же самое. Но ни в первой половине 20-го века, ни в его последнее десятилетие у них ничего не вышло.

Что построено, а больше украдено — на стадии идей и концепций и на стадии строительства. Отбирали под любыми предлогами проекты, не платили денег. В свое время с советской властью поссорился Корбюзье, в 90-е годы напрочь отказался работать в России «хрустальный архитектор», звезда современной архитектуры Норман Фостер. Так что, заключает Ткаченко, рассчитывать приходится на свои силы.

Другая проблема стоит перед такими городами, как Калуга. Сюда ехать не будут еще и потому, что здесь предлагаются смешные в отличие от Москвы деньги.

Но есть и еще несколько препятствий, чтобы обустроить в архитектурном смысле город так, чтобы в нем удобно и приятно было жить. Любой конкурс на здание или сооружение заканчивается выбором самого дешевого, а потому самого невзрачного проекта.

«Есть законные способы даже в условиях современных российских конкурсов поставить этому препятствие. В Москве нам удалось выбрать самый дорогой, но самый качественный проект реконструкции здания Госплана для приспособления его под нужды Государственной думы».

Возможно ли такое в Калуге, архитектор не уточнил.

Мы при этом вспомним, как в прошлом году на областном архитектурном совете победил один проект здания ДНК-ИКЦ, а на аукционе – слизанный с него, упрощенный и самый неудачный вариант, но зато гораздо более дешевый. Это потом вызвало сильное раздражение как общественности, так и власти и чуть ли не на полгода задержало строительство (к слову, оно пока и сейчас не началось) с неизбежными неприятностями, связанными с федеральным финансированием.

Вообще, резюмировал Сергей Ткаченко, архитектурные шедевры, становящиеся идентичными тому пространству, где возведены, возможны лишь тогда, когда архитектор позволяет себе излишества.

Смотреть в тему:

25 самых необычных домов Калуги

Дешевый минимализм (не минимализм как принцип) губит архитектуру. И здесь нам, видимо, пока нечего ждать. У нового главного архитектора Калуги сложилось тягостное впечатление от того, что построено в городе за последние два десятилетия: здания с неизменными мансардами, выкрашенные в голубые или оранжевые тона.

«Это эпоха перестройки Парижа, 19-й век, но уж никак не 21-й», – сетует Ткаченко.

Откуда взяться тому, что по прошествии лет станет неотъемлемой частью облика города, неизвестно. По крайней мере, сейчас.

Наконец, еще одна беда города – его общественность.

«Городское сообщество не принимает активного участия в процессе градосозидания, –поделился впечатлениями Сергей Ткаченко уже в ходе сессии вопросов и ответов. – А принимает очень узкая его часть, которая или борется за сохранение памятников, или борется с властью».

Эта неприятность и породила конфликт вокруг флигеля усадьбы Яновских на Воскресенской улице, который надстроили мансардным этажом, как утверждают защитники памятника, нарушившим пропорции совершенного образца классицизма.

Проблема, уверен Ткаченко, в том, что проект реконструкции не был выставлен на публичные слушания. Если бы они были, можно было бы избежать многих сложностей, а, возможно, было бы и другое решение.

Но у этого происшествия есть одна положительная сторона: власть получила звоночек, месседж, который послала ей общественность, которая доросла до того, чтобы на равных правах участвовать в работе по созиданию облика современной Калуги.

На вопрос о том, какую главную задачу видит перед собой, Ткаченко заметил, что считает нужным привнести в создание власти, что «город – не чья-то вотчина, что здесь нельзя строить как бог на душу положит, что все должно соответствовать плану. Необходимо внедрить легитимность в земельную и градостроительную деятельность.

Владимир ПЕТРОВ
фото А.Демидов